Российским предприятиям определили приоритеты

Центр маркетинга и развития предприятий Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) провел в апреле -- августе 2002 года исследование "Проблемы и приоритеты руководителей российских предприятий".

<BR><BR>Центр маркетинга и развития предприятий Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) провел в апреле -- августе 2002 года исследование "Проблемы и приоритеты руководителей российских предприятий".<BR>Цели исследования:<BR>определение основных проблемных областей российского бизнеса в настоящее время;<BR>выявление приоритетных задач, стоящих перед руководителями предприятий ключевых отраслей промышленности в контексте решения существующих проблем.<BR>Для анализа проблем и приоритетов были использованы два массива исходной информации -- данные, предоставляемые официальными аналитическими службами России, и данные, получаемые непосредственно от компаний -- участников так называемой экспертной корзины. Экспертная корзина подбиралась таким образом, чтобы эти компании относились к типичным представителям соответствующих отраслей и регионов. На данный момент в экспертную корзину входит 200 компаний.<BR>Доля компаний в выборке определялась с учетом вклада предприятий данной отрасли в ВВП, что важно для определения значимости полученных данных по различным отраслям (диаграмма 1).<BR>Исследование проводилось в два этапа. Первый этап -- письменное анкетирование руководителей предприятий, в котором выявлялись проблемные области и приоритеты. Второй этап предусматривал личные и телефонные интервью руководителей предприятий. Такой формат сбора информации обеспечил однородность полученных данных и позволил осуществить корректную группировку ответов руководителей.<BR>Для получения более структурированных ответов все вопросы были разделены на внешние и внутренние.<BR><BR><B>Результаты</B><BR>Опрос директоров предприятий показывает, что среди наиболее значимых проблем лидируют несовершенная организационная структура и система управления в целом, высокие издержки и проблема сбыта. Многим российским предприятиям в наследство от СССР остались громоздкая неуправляемая структура, устаревшие производственные мощности, огромное количество непрофильных активов на балансе. Сегодня продукцию многих из них некому покупать.<BR>В российском нефтяном бизнесе в течение последних месяцев отчетливо наметилось развитие двух тенденций: многие крупнейшие российские нефтяные компании занялись строительством и скупкой терминалов, предназначенных для транспортировки нефти и нефтепродуктов, а некоторые из гигантов индустрии объявили о проведении значительной реструктуризации и выводе непрофильных активов из состава компании.<BR><BR><B>Приоритеты</B><BR>Выявленные приоритеты руководителей позволяют сделать вывод, что большинство задач касаются реструктуризации деятельности с целью повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий.<BR>Среди основных приоритетов названы разработка новой стратегии предприятия, освоение методов активного маркетинга, постановка системы управления издержками с целью их снижения, формирование управленческой команды, способной работать в условиях рыночной экономики, обладающей новыми знаниями и навыками, а также разработка стратегии выхода на внешние рынки.<BR>Совпадение приоритетов руководителей предприятий металлургии и машиностроения -- рост доли компании на рынке -- обусловлено схожестью проблем и условий, в которых развиваются отрасли, несмотря на значительные различия в их производственной деятельности.<BR>Полученный результат позволил выявить наиболее значимые причины:<BR>повышенная конкуренция в отрасли со стороны отечественных производителей;<BR>функционирование в составе крупных холдингов;<BR>расширение количества потребителей за счет высвобождения доли рынка после ухода иностранных конкурентов;<BR>наличие потенциала для быстрого увеличения объема производимой продукции;<BR>желание реализовать эффект "экономии на масштабах" при производстве и реализации продукции.<BR>В настоящее время достаточно интенсивно идет объединение предприятий в крупные холдинги, которые за счет увеличения объема выпускаемой продукции позволяют снизить издержки на единицу выпускаемого товара.<BR>Для предприятий электроэнергетики, химии и нефтехимии наиболее приоритетной является задача контроля и сокращения затрат. Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что зависимость этих отраслей от сокращения издержек связана прежде всего с невозможностью увеличивать цены на отпускаемую продукцию, с одной стороны, и ограниченной емкостью рынков сбыта, не позволяющей увеличить объем выпускаемой продукции и за счет этого сокращать издержки, с другой.<BR><BR><B>Причины</B><BR>Основными причинами стремления этих предприятий снизить издержки являются:<BR>ограниченный внутренний спрос на российском рынке;<BR>регулирующая роль государства на рынке продукции нефтеперерабатывающих и добывающих предприятий, компаний химической и черной металлургии;<BR>ограниченность западных рынков сбыта по ряду товарных групп (квотирование, запретительные пошлины, антидемпинговые расследования и т.п.).<BR>В значительной степени экономический рост России приходится именно на эти отрасли. Положительным моментом является то, что российские предприятия стали использовать рыночные методы хозяйствования и все чаще обращают внимание на достижение максимальной эффективности деятельности при минимальных издержках.<BR><BR><B>Сторонние консультанты</B><BR>По данным исследования, порядка 40% компаний пользуются услугами аудиторских и консультационных фирм для решения своих стратегических и тактических задач. Управляющие, как и прочие люди, более всего полагаются на свой прошлый опыт, однако навыков управления в условиях кризиса или в условиях быстрого изменения внешних условий у большинства из них нет. К тому же сложно совместить детальную разработку проекта организационных изменений с решением текущих проблем.<BR>Во многих случаях привлечение руководителями предприятий консультантов носит почти случайный характер. Информация распространяется в форме слухов, что существенно увеличивает риск предприятий получить некачественные услуги.<BR>По данным исследования, руководители только около 20% промышленных предприятий России систематически занимаются изучением и оценкой состояния рынка своей продукции, а на 30% предприятий вообще не знают, что это такое. Ошибки инвестирования разорили уже не одну тысячу предприятий, как старых, так и новых. Огромные средства израсходованы на освоение новой продукции, которая никогда не будет продаваться, на покупку оборудования, которое никогда не окупится, гигантские ресурсы использованы для сохранения ненужных производственных мощностей.<BR>Раньше практически ни одно предприятие не ставило задачу снижения издержек, связывая изменение доходности с изменением тарифов, налогов, цен на сырье. Хотя общеизвестно, что эффективность организации и ее конкурентоспособность напрямую связаны с контролем над издержками.<BR>по материалам Центра маркетинга и развития предприятий Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей)