В Северной Корее запахло утренней свежестью

Последний заповедник социализма, где не ступала нога связиста и капиталиста, становится привлекательным объектом не только для последователей учения чучхе.

<BR><BR>Последний заповедник социализма, где не ступала нога связиста и капиталиста, становится привлекательным объектом не только для последователей учения чучхе.<BR>В течение двух ближайших лет 400 тысяч жителей северокорейского города Синуйчу, расположенного на границе с Китаем, в часе езды от Пхеньяна, будут выселены в "другие части страны". На место выселенных жителей приедут 200 тысяч квалифицированных специалистов, рабочих из Китая и из других городов самой Северной Кореи. За ними в специальном административном районе Синуйчу должны появиться тысячи предпринимателей из Южной Кореи, Японии, Тайваня и Китая. Кто знает, может, к ним подтянутся и россияне.<BR><BR><B>Трудно быть богом</B><BR>Предпринимателям, которые хотят иметь дело с этой экзотичной страной, приходится нелегко. И дело не только в том, что в КНДР нет закона о защите иностранных инвестиций, а в том, что рискующему деньгами человеку придется учитывать, по крайней мере, две вещи -- традиции "советского делового оборота" и очень специфичный национальный уклад, предполагающий отношение львиной доли успеха на личные связи. А этот азиатский замес не для слабонервных.<BR>Неподготовленному человеку не следует в первый раз лететь в Северную Корею самолетом. Дело, правда, не в том, что в стране дефицит гражданских диспетчеров. Наверное, они есть, и столько, сколько надо.<BR>Просто эта Машина Времени летит слишком быстро, и расслабленное сознание слегка избалованного свободой человека не успевает за десяток часов "дозреть" до выброса тела в советский Пхеньян 1934-го.<BR>Зато у повидавшего виды советского человека со стажем после перемещения в привычные с детства декорации моментально проявляется рефлекс "совка". Меняется выражение лица. Походка становится вкрадчивой, речь приобретает многозначительную недоговоренность, а любое оброненное слово -- особую выверенность. Случайно услышав нечто, хотя бы приветственное слово, хочется тут же забыть его навсегда. Запомнив же какую-то фразу целиком -- добровольно дать подписку о неразглашении, к примеру, местному чинуше из посольства.<BR><BR><B>Посольское горе</B><BR>Кстати, класс говорящих по-русски товарищей, проживающих в северной Корее, уже ненавидит соотечественников, нарушающих их размеренный образ жизни. За последние два года в Пхеньян зачастили делегации политиков и предпринимателей, и теперь посольские живут в пожарном режиме. Их срывают в любое время суток на сопровождение делегаций. К примеру, на "горку" (так они называют место для возложения венков к памятнику советским воинам) или на прием в резиденцию Ким Чен Ира, где уже не радуют ни рюмка "Русского стандарта", поднятая для почину, ни тхань из курицы с инсамом на горячее, ни пистациобабаро к чаю.<BR>Однако приезжие почувствуют здесь и некоторые плюсы социалистического уклада. В Северной Корее не принято пользоваться компьютером, мобильным телефоном и частным автотранспортом. Только к концу года здесь появится первый оператор мобильной связи и Интернет-провайдер. Ожидается, что новые технологии будут доступны только для правительственных учреждений и коммунистической элиты. В столице прекрасные дороги и практически отсутствуют пробки, что вызывает особенную ностальгическую зависть у заезжих петербуржцев и чувство избранности у редких владельцев авто.<BR><BR><B>Своими глазами</B><BR>Однако при всей карикатурности легко узнаваемых сюжетов содержание северокорейской жизни мало похоже на родной "совок". Она сориентирована на философию чучхе и более глубокие корни общекорейских традиций. "Чосон" называют свою страну северокорейцы, что в переводе на русский означает Страна утренней свежести.<BR>Антон Смертин, преподаватель восточной философии и литературы стран Дальнего Востока, который занимается в Южной Корее сбором материала для диссертации "Понимание гармонии в традиционной восточной философии", основой философии чучхе называет идею опоры на собственные силы. "Северокорейцы создали свою идеологию, чтобы доказать, что у них свой путь построения социализма в отдельно взятой стране. Суть философии чучхе это переработанная конфуцианская идея гармоничного существования коллектива. Человек не существует как единица. Главное здесь социальная гармония, счастье через общественное благо", -- объясняет он.<BR>Несмотря на то, что государство коммунистическое, общество живет по конфуцианским канонам. Налицо преклонение перед старшими по положению или возрасту. В Корее, например, существует такое понятие, как "мандат неба", дающий действующему правительству безграничную власть.<BR><BR><BR><BR><B>Некоторые правила</B><BR><B>Как завязывать</B><BR><B>деловые контакты</B><BR><B>с северными корейцами</B><BR>1. Общение должно быть только формальным, никакого панибратства.<BR>2. Вести себя надо предельно корректно и на равных. Нельзя становиться в положение младшего партнера. Корейцы это чувствуют и сразу входят в положение старшего.<BR>3. Не стоит начинать беседу с просьб. Помощь последует, но просящий окажется в положении должника.<BR>4. Если все же попросил, нужно осознавать, что прямого отказа может и не быть, а "да" -- это не всегда согласие: просто корейцы не могут отказать из вежливости.