00:0002 октября 200200:00
22просмотров
00:0002 октября 2002
Более десятка новгородских предприятий заинтересованы в создании внутрифирменных программ экспортного контроля (ВПЭК).
<BR><BR>Более десятка новгородских предприятий заинтересованы в создании внутрифирменных программ экспортного контроля (ВПЭК).<BR>Как считает Владимир Сидоренко, заместитель директора московского НК "Центр по проблемам экспортного контроля" (ЦПЭК), реальная работа ВПЭК на предприятии, которое занимается экспортом продукции двойного назначения, является дополнительной степенью свободы. ЦПЭК, существующий с 1994 года, проконсультировал более 2000 предприятий по всей России, участвующих во внешнеэкономической деятельности. Согласно законодательству РФ, для организаций, осуществляющих научную или производственную деятельность по обеспечению государственных нужд в области обороноспособности и безопасности страны (и получающих доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями), наличие такого рода ВПЭК обязательно.<BR><BR><B>Копим опыт</B><BR>Товары двойного назначения изначально носят мирный, прикладной характер, но могут быть использованы при определенных условиях в военных целях. К примеру, вещество, которое входит в состав моющего средства, одновременно применяется и как компонент химического оружия. Сейчас списки контролируемых товаров и технологий охватывают несколько тысяч наименований продукции, которая может в силу своих особенностей внести существенный вклад в создание оружия массового поражения или средств его доставки.<BR>"Экспортный контроль не имеет в виду запрета на экспорт, -- говорит Владимир Сидоренко. -- Каждое предприятие имеет право продавать свою продукцию за границу". Если продукция требует лицензирования, то предприятие обязано ее получить. Во всех странах экспортный контроль предполагает добросовестного экспортера, который сам решает, брать ему лицензию или нет. Но если при проверке окажется, что экспортер не выполнил необходимых действий при заключении контракта, он больше никогда не будет работать в этой сфере. Российская национальная система экспортного контроля имеет несколько слоев: нет надежды на законопослушность экспортера. В рассмотрении процедуры выдачи лицензии участвуют 18 федеральных органов исполнительной власти -- от МИДа до Минобразования.<BR>Продукция стратегического назначения может выпускаться не только на производственных предприятиях. По словам специалистов ЦПЭК, из-за незнания специфического экспортного законодательства под запретительные санкции попали несколько высших учебных заведений страны, допустивших ошибки на международном рынке научных исследований.<BR><B>Ущерб национальной</B><BR><B>безопасности</B><BR>Оценивая наиболее часто встречающиеся затруднения у российских экспортеров товаров двойного назначения, Владимир Сидоренко отметил одну глобальную проблему -- непрозрачность деятельности предприятий. На втором месте идет нехватка специалистов и финансирования на выработку программ ВПЭК на отдельных предприятиях. По наблюдениям некоторых иностранных специалистов, российские приватизированные предприятия раздражены нежеланием правительства России учитывать их коммерческие интересы путем упрощения процедуры экспортного контроля, ссылаясь на возможный ущерб национальной безопасности. С другой стороны, некоторые российские предприятия-экспортеры из сферы военно-промышленного комплекса, оставшиеся в ведомственном подчинении, предполагают, что отвечать за экспортный контроль в сложных случаях должны правительственные чиновники.<BR>Позиция американских специалистов по этому вопросу довольно жесткая -- руководители предприятий должны брать ответственность на себя.