Мужская правда пугает нарциссизмом

Видный толкователь американо-еврейской темы Филип Рот написал смешную и печальную повесть о настоящем человеке и его мужской жизни. "Мужская правда" -- роман о том, как пишется роман, и этот жанр позволяет использовать любимый прием Рота: исповедальный мо

<BR><BR>Видный толкователь американо-еврейской темы Филип Рот написал смешную и печальную повесть о настоящем человеке и его мужской жизни. "Мужская правда" -- роман о том, как пишется роман, и этот жанр позволяет использовать любимый прием Рота: исповедальный монолог. Герой романа "Моя мужская правда" -- американский еврей, блистательно дебютировавший в литературе молодой писатель Питер Тернопол (очень похожий на самого Филипа Рота) -- пишет автобиографический роман. Его жена пишет про него рассказы, выставляя его "коварным соблазнителем студенток". Студентки пишут сочинения, описывая в них своего преподавателя. Даже психоаналитик не упускает возможности написать о писателе статьи в научный журнал. Но и сам Тернопол все время вмешивается в чужие жизни, пытается указывать на ошибки и обвинять в своей несостоятельности окружающих.<BR>А начинается весь этот сумасшедший дом с того, что Тернопол женится на одной из своих подружек. Любовью здесь и не пахнет (с его стороны): просто подружка заявляет ему, что беременна. Впрочем, в процессе повествования становится ясно, что и она его тоже не любит, несмотря на истеричные причитания и вопли о любви. Она мечтала стать его Музой, но превратилась в Немезиду. Она обвиняет его во всех смертных грехах, он ее -- в том, что никак не может написать свой гениальнейший роман. Через три года постоянных скандалов, завываний и взаимных упреков (ребенок за это время так и не родился) выясняется, что беременна она вовсе и не была. А подсунула на анализ чужую мочу. Но сути это не меняет: жена не даст писателю развода ни при каких обстоятельствах. Даже после смерти Морин Питер все еще пытается освободиться. Но из лабиринта взаимоотношений между мужчиной и женщиной нет выхода. Как бы не рехнуться?<BR>С мужской точки зрения во всех бедах виновата, конечно, женщина. Как же -- истеричка, взбалмошная дура, думающая лишь о том, как выйти замуж. Но взглянув на Тернопола без мужского шовинизма, можно заметить, что и он истеричен и лжив не меньше. А вдобавок -- жесток и чересчур влюблен в собственную персону, чтобы интересоваться кем-то еще. Этакий антигерой нашего времени, распускающий нюни и бьющий женщину по лицу. Но ведь на то она и "Мужская правда", чтоб у себя в глазу бревна не замечать.<BR><BR><B>Справка</B><BR>Американский писатель, сценарист и режиссер Филип Рот родился 19 марта 1933 в Ньюарке (штат Нью-Джерси). Окончив университет, три года преподавал литературу в Чикаго. Рецензировал кинофильмы и телепрограммы для газеты The New Republic. Первая публикация Филипа Рота -- сборник повестей и рассказов "Прощай, Колумб" (Goodbye, Columbus, 1959) -- получила Национальную книжную премию в 1960 году. Позже по книге был снят одноименный фильм.<BR>В апреле 2001 года Филип Рот стал первым лауреатом международной литературной премии Франца Кафки за вклад в развитие принципов демократии и гуманизма.<BR>Роман "Моя мужская правда" написан в 1974 году, но на русский язык переведен впервые.