00:0024 сентября 200200:00
5просмотров
00:0024 сентября 2002
Последние два закона из пакета законопроектов, посвященных пенсионной реформе, готовятся к рассмотрению Госдумой.
<BR><BR>Последние два закона из пакета законопроектов, посвященных пенсионной реформе, готовятся к рассмотрению Госдумой.<BR><BR>В противовес мнению Правительства РФ депутаты намерены форсировать запуск механизма работы негосударственных пенсионных фондов (НПФ).<BR>Для выработки единой позиции при Госдуме создан научный экспертный совет, в который помимо депутатов вошли представители крупнейших НПФ. Совет подготовит доклад к парламентским слушаниям по пенсионной реформе, которые состоятся в середине октября.<BR>Сразу после слушаний Дума приступит к рассмотрению во втором чтении законов "О внесении изменений и дополнений в закон о НПФ" и "О профессиональных пенсионных системах". После принятия федерального бюджета-2003 депутаты намерены рассмотреть поправки к налоговому законодательству, касающиеся работы НПФ. Всего требуется внести поправки в 213 статей.<BR>"Сейчас в социально-экономической системе России негосударственные пенсионные фонды не играют должной роли, какую они играют, например, в развитых странах.<BR>Основные причины тому -- недостатки налогового законодательства и слабое правовое обеспечение деятельности НПФ, -- говорит Андрей Рыбкин, генеральный директор ЗАО "Управляющая компания паевых фондов "Дворцовая площадь". -- Улучшение ситуации возможно с появлением закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и внесением изменений в существующий на данный момент закон "О негосударственных пенсионных фондах". В перспективе же роль НПФ может быть соизмерима с ролью Пенсионного фонда России".<BR><B>Неправильные НПФ</B><BR>Министр труда и социального развития РФ Александр Починок считает, что сравнивать НПФ с государственным фондом рано: "Негосударственные пенсионные фонды пока не готовы заменить Пенсионный фонд России. Для того, чтобы это произошло, необходимо, с одной стороны, принять меры, обеспечивающие опережающее развитие НПФ, а с другой -- наладить жесткий и четкий контроль за их деятельностью".<BR>Новые законы, по словам министра, призваны "сделать НПФ более мощными, понизить стоимость их услуг и административные издержки". Сейчас лишь 35 из 268 НПФ имеют пенсионный фонд, превышающий 100 млн руб. "Чем выше будут пенсионные резервы, тем ниже будут риски и стоимость услуг, а также административные издержки фондов, -- говорит Александр Починок. -- В проектах закона, которые сейчас находятся на рассмотрении Госдумы и касаются негосударственных пенсионных фондов, предусмотрены более жесткие финансовые условия для их работы на рынке. Значительно увеличен совокупный взнос учредителей в фонды, повышены требования к предоставлению финансовой отчетности, организации независимого аудита и диверсификации инвестиций".<BR>Специалисты признают, что новые законы необходимы. Несмотря на то что история деятельности НПФ насчитывает уже 10 лет и на формально высокие результаты (см. справку), система так и не заработала. Фонды делятся на "олигархически-монополистские" (железнодорожный, электроэнергетический, "газпромовский" и т.п.) и коммерческие. Первые выступают скорее как проводник кадровой политики головных организаций -- во всех крупных компаниях наличие "ведомственной" пенсионной системы является дополнительным стимулом для работника. Фонды второго типа, по мнению руководителя Инспекции по НПФ при Министерстве труда и социальной защиты Владимира Мудракова, до сих пор действуют не как инвесторы, а как биржевые игроки, осуществляя краткосрочные вложения средств. "А ведь их задача совсем другая -- отдавать деньги на 10-12 лет. В США негосударственные инвестиционные фонды ежегодно собирают и вкладывают в экономику $76 млрд. И каждый доллар приносит от четырех до десяти долларов прибыли. Вот он, пресловутый ресурс инвестиций, -- убежден Мудраков. -- Наша негосударственная пенсионная система сейчас как спящая красавица. Осталось ее только разбудить, для чего и предназначены новые законы".<BR><BR><B>Спящая красавица</B><BR>"Действительно, у населения есть приличные деньги, миллиарды рублей, но они не работают в экономике. Для того, чтобы это случилось, необходимо, чтобы человек сам себе мог создавать систему размещения средств. У нас же, по крайней мере на два ближайших года, закреплена фактическая монополия Пенсионного фонда России", -- отмечает председатель Совета национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Виктор Тарасов.<BR>"Трижды в Думе обсуждались поправки, изменяющие налогообложение НПФ, на третий раз прошли, но Совет Федерации их остановил. Может быть, на четвертый раз удастся их провести, -- говорит Валентина Савостьянова, зампредседателя комитета ГД по труду и социальной политике. -- Все поправки и проекты, которые вносятся депутатами и субъектами Федерации, тормозятся, а существующие "дырки" в законодательстве предлагается "затыкать" инструкциями ПФ РФ и другими ведомственными документами".<BR>"К сожалению, мы до сих пор не получили поправки Правительства к этим законопроектам. Поэтому депутатам трудно представить себе общую картину изменений, вносимых в законодательство", -- сетует председатель думского Комитета по труду и социальной защите Адрей Селиванов.<BR><B>Справка</B><BR>В РФ действует 268 НПФ в 51 субъекте РФ. В первом полугодии 2002 г. пенсионные взносы в систему НПФ составили 4,7 млрд руб. Количество участников фондов превысило 4,2 млн человек, что составляет 5% экономически активного населения страны. Пенсионные выплаты за первое полугодие составили 864 млн руб. Суммарные резервы НПФ в России превышают 58 млрд рублей, средний размер пенсий, выплачиваемых в НПФ, -- 258 рублей.