00:0019 сентября 200200:00
73просмотров
00:0019 сентября 2002
Осенью, 109 лет назад, крейсер "Аврора" вышел из Петербурга в свой первый поход. Прошло много лет, крейсер давно никуда не ходит, разве что до ремонтного завода, а героические усилия экипажа направлены на завоевание рынка исторических достопримечательност
<BR><BR>Осенью, 109 лет назад, крейсер "Аврора" вышел из Петербурга в свой первый поход. Прошло много лет, крейсер давно никуда не ходит, разве что до ремонтного завода, а героические усилия экипажа направлены на завоевание рынка исторических достопримечательностей.<BR>Правда, пока завоевание идет урывками и часто неосознанно.<BR>Первое и главное конкурентное преимущество музея на воде -- бесплатный вход. За просто так можно посетить верхнюю палубу и шесть залов музея. Толпы туристов валят на корабль, чтобы пройтись по выскобленным доскам палубы, заглянуть в каюту радиста и потрогать детали легендарных пушек. Правда, о пушечных легендах под призывы дядечки, продающего на носу корабля фотопленку и флажки "Я love Петербург", большинство вспоминает с трудом. Сюда приходят, потому что бесплатно, потому что в центре города и потому что необычно.<BR><BR><B>Поток потока</B><BR>Исторический крейсер не минует ни одна официальная делегация.<BR>"Ежегодно через нас проходят 400-500 тысяч посетителей. Кроме того, любые -- и зарубежные, и отечественные делегации, посещающие наш город, всегда приходят на "Аврору" -- независимо от того, демократически или коммунистически они настроены.<BR>Наш крейсер -- это не только символ Октябрьской революции, это исторический корабль, памятник отечественного кораблестроения, памятник четырех войн, кузница подготовки офицерских кадров", -- перечисляет старший научный сотрудник музея "Крейсер "Аврора" Георгий Авраамов. Из этого потока доход "Авроре" приносят лишь 10% сознательных туристов. Именно столько посетителей, по словам Георгия Авраамова, готовы заплатить отдельно за экскурсию.<BR>Сейчас существует два вида экскурсий по "Авроре": залы музея и палуба и залы музея плюс машинное и котельное отделения. Особо любопытных (говорят, очень любят смотреть механизмы корабля немцы) провожают в подводную часть корпуса. Экскурсанты находятся на глубине 5 метров под водой и слушают, как управляли кораблем "снизу", куда бросали топливо и какие механизмы приводили крейсер в движение.<BR>При существующих ценах, даже если учесть, что только половина из всех желающих получить полную информацию иностранцы, в год на экскурсионном обслуживании "Авроре" удается заработать около $90 тысяч.<BR><BR><B>Вторая половина</B><BR>Однако "авроровцы", как известно, люди подневольные. С одной стороны, это музей, организация государственная, с другой стороны -- и того строже, военная часть. На корабле живут и несут службу 6 офицеров, 12 мичманов и 40 матросов-срочников. Та часть корабля, которая принадлежит военным морякам -- кают-компании офицеров, боевая рубка, служебные помещения и так далее, -- давно является предметом вожделения для музейных работников. "Мы просим, чтобы для экскурсий была открыта хотя бы боевая рубка, хотя она и очень небольшая, в нее может войти не больше 7-8 человек. Из нее осуществлялось управление кораблем, в ней погиб командир "Авроры" Егорьев в Цусимском сражении. Также интересными для туристов были бы кают-компании офицерского состава", -- сетует Георгий Авраамов. <BR>Музейщики дипломатично говорят, что посетить эти помещения можно только "по особой договоренности". Что понимается под договоренностью, не очень понятно. Например, известно, что несколько лет назад на "Авроре" пару раз проходили частные вечеринки. По словам очевидцев, договориться о празднике на корабле можно было примерно за $500.<BR><BR><B>Военная тайна</B><BR>Основным помещением, открытым для особых гостей в закрытой "военной части "Авроры", является салон командира -- удлиненная комната, обшитая редким заирским деревом. Посреди нее стоит прямоугольный стол с рядами стульев с обеих сторон. В комнате есть диваны и фортепиано. Именно здесь капитан корабля проводит прием делегаций, беседы или мини-party. Совсем недавно, например, сюда водили японских историков, которые изучают Цусимское сражение. В прежние времена в этом помещении проводились военные советы, а командир корабля обедал. Главная гордость салона -- фортепиано, принадлежавшее императору Николаю II. По словам капитана второго ранга Валерия Кривцуна, фортепиано славится своим особым звучанием. Инструментом пользовались не только царевны, но и современные господа. На фортепиано играли Мирей Матье и Жан-Поль Бельмондо, в разное время приезжавшие в Петербург. Из известных соотечественников называют Бориса Гребенщикова и Жанну Агузарову.<BR>Иногда командир "Авроры" показывает дорогим гостям не только боевую рубку и салон, но и собственные жилые помещения.<BR>Жилище капитана -- это две каюты: "рабочий кабинет" и спальня, обе комнаты имеют вполне обжитой и, если можно так сказать, не корабельный вид, если исключить иллюминаторы вместо привычных оконных проемов и устройства для связи и контроля.<BR>При желании вполне можно договориться об осмотре столовой и кают других офицеров. Только всегда нужно быть настороже: выступающие части на корабле вполне способны "наградить" голову шишками.