Отечественный автомобиль против иномарки: россияне переходят в оборону

Повысив ввозные пошлины на иномарки старше 7 лет, Правительство России подыграло автопроизводителям, но не тем, кому хотело.

<BR><BR>Повысив ввозные пошлины на иномарки старше 7 лет, Правительство России подыграло автопроизводителям, но не тем, кому хотело.<BR>Вместо подъема спроса на отечественные автомобили, скорее всего, потребители станут активнее приобретать новые иномарки. Так рассуждают автодилеры и приводят аргументы.<BR>"Повышение пошлин и последующее подорожание иномарок косвенно связано с ростом цен на российские автомобили. А цены на них увеличиваются каждые 3 месяца. Последнее произошло в конце августа. В итоге станет больше покупателей новых иномарок", -- уверен Михаил Логутенко, генеральный директор ЗАО "Лаура".<BR>"Введение пошлин вряд ли как-то повлияет на продажи автомобилей АвтоВАЗа до Нового года: импортеры подержанных иномарок сделали огромные товарные запасы. И они уже сейчас готовы поднять цены, чтобы нажиться", -- говорит Алексей Шальнов, менеджер по маркетингу и рекламе ОАО "Питер-Лада".<BR><BR>В чем суть...<BR>Благодаря низким ценам российским автозаводам удается удерживать лидирующие позиции в глубинке России. В провинции уровень жизни людей ниже, да и автомобили там стоят дороже, чем в Петербурге и Москве.<BR>Популярности русских машин в регионах способствуют слабое развитие сервиса и отсутствие запчастей для иномарок. Владельцам приходится проделывать немалый путь, чтобы купить какую-нибудь мелочь, например прокладку под клапанную крышку. А если автомобиль с дизельным двигателем, то это совсем беда: нашла машина своего последнего владельца.<BR>Покупатели иностранных и отечественных автомобилей в столицах -- разные люди. Человек покупает иномарку не потому, что не может купить "Жигули", а потому что не хочет их покупать. Как, впрочем, справедливо и обратное.<BR>"Покупатели иномарок -- это бывшие владельцы "девяток" и "десяток". Люди, вконец разочарованные в отечественных машинах", -- считает Михаил Логутенко.<BR><BR><B>Автовладелец -- крупный</B><BR><B>налогоплательщик</B><BR>На увеличении таможенных пошлин настаивали российские автопроизводители. Правительство РФ долго сомневалось: насколько увеличить пошлины и когда их ввести. Любые разговоры об этом вызывали большие волнения в обществе. Как-никак, 20 млн граждан России -- автовладельцы, налогоплательщики. И пренебрегать их мнением опасно: на выборах могут припомнить.<BR>По скромным подсчетам, российские автомобилисты вносят ежегодно в казну государства в виде прямых и косвенных налогов около 100 млрд рублей. Это без учета налогов, которые россияне платят при покупке автомобиля.<BR>Сумма сопоставима с той, что перечисляют в бюджеты всех уровней российские автозаводы. Например, самый крупный налогоплательщик -- ОАО "АвтоВАЗ" выплатило в 2001 году всего 30 млрд рублей налогов и других платежей. Другие заводы платят значительно меньше.<BR><BR><B>Как Правительство</B><BR>автопром "объехало"<BR>Пока чиновники мучались сомнениями о целесообразности увеличения пошлин, автопром давил: переписывал концепции развития отрасли, программы по снижению себестоимости и т.д.<BR>Все это только подогревало интерес к иномаркам среди населения.<BR>По данным "Фонда информационных технологий", импорт автомобилей в Россию в 1-м полугодии 2002 года в 1,5 раза превысил уровень аналогичного периода 2001 года.<BR>Ввозят автомобили в страну преимущественно физические лица -- 80% от общего импорта. Остальное -- юридические лица. Последние в основном импортируют новые автомобили. Поэтому в такой же пропорции на рынке соотносятся новые и поддержанные транспортные средства.<BR>Долгие разговоры вокруг концепции развития российского автопрома и слухи о головокружительных пошлинах на подержанные иномарки заметно повлияли на структуру импорта.<BR>Если еще год назад перегонщики в основном интересовались автомобилями моложе 3 лет, то диалоги о повышении пошлин переключили их внимание на авто в возрасте от 3 до 7 лет.<BR>Иномарки в этом диапазоне наиболее покупаемые в России и выгодные для импортера. "Здесь" они стоят в 2-3 раза дороже, чем "там".<BR>Авто старше 7 лет импортеров не очень-то прельщают. Стоимость такого автомобиля за границей сопоставима с размером таможенных сборов на границе (еще до введения новых пошлин), а цена в России едва покрывает эти расходы.<BR>Иномарки в таком возрасте обретают в России своего последнего хозяина. Попадают в страну эти машины намного моложе, обычно в возрасте 5 лет.<BR>На авто до 7 лет ставка таможенной пошлины осталась прежней. Так что спрос на семилетки изменится мало. Разве что россияне будут меньше ввозить таких автомобилей самостоятельно.<BR><BR>Русские долго ставят,<BR><B>но быстро снимают</B><BR>Лидер по производству легковых автомобилей в России -- ОАО "АвтоВАЗ". Доля завода достигает 75% в совокупном выпуске легковых автомобилей в стране.<BR>Отличие АвтоВАЗа от других российских заводов в более быстром обновлении модельного ряда автомобилей. В 2001 году предприятие начало изготавливать модернизированную версию "девятки" -- "ВАЗ-2114".<BR>Много лет завод готовит к постановке на производство совместное с General Motors детище -- "ВАЗ-2123" и собственную разработку "ВАЗ-1118" -- семейства "Калина". Пока ближайший срок постановки на поток "Калины" -- 2004 год.<BR>Одновременно с подготовкой к выпуску новых моделей на Волжском автозаводе успешно избавляются от старых.<BR>В 2001 году менеджеры компании завершили вывод с главного конвейера "ВАЗ-2106".<BR>С июля 2001 года "шестерочка" выпускается на ДОАО "Ижмаш-Авто" (дочернее предприятие ОАО "Ижмаш") из сборочных комплектов, поставляемых с АвтоВАЗа.<BR>Этим руководство "Ижмаш-Авто" рассчитывает загрузить производственные мощности завода. Они рассчитаны на 250 тысяч автомобилей в год. Пока собирается около 75 тысяч.<BR>Гвоздь производственной программы ижевского завода -- автомобиль "Ока" и его модификации. В совокупном выпуске продукции доля этих автомобилей составляет 75%.<BR><BR>Как ни крути,<BR><B>все равно падает</B><BR>Если АвтоВАЗ экспериментирует с модельным рядом, то "ГАЗ" -- с системой управления на предприятии. Благодаря свежим управленческим решениям в 2001 году автозавод сократил производство легковых автомобилей по сравнению с 2000 годом почти на 45%.<BR>Предприятие начало работать с дилерами под заказ и за "живые" деньги, а не по бартеру. Делалось это для того, чтобы не затоваривать склады готовой продукцией. Но то ли у дилеров не оказалось денег, то ли "Волга" не пользовалась спросом, склады оказались затоварены. Выход напрашивался сам собой: остановить конвейер.<BR>С начала 2002 года он останавливался несколько раз. Но тем не менее, по сообщениям пресс-службы предприятия, выпуск "Волг" в текущем году увеличится на 4%. Вместо 81 тысячи автомобилей завод изготовит 84 тысячи.<BR>И хотя производство сократилось, финансовое состояние предприятия, по заверениям руководства, улучшилось. Предприятие начало получать "живые" деньги и смогло рассчитаться с кредиторами.<BR>Как и у других заводов, у ГАЗа своя топ-модель. Это "Газель", самый распространенный в России представитель коммерческих пассажирских перевозок, потому что самый дешевый.<BR><BR><B>Из всех авто важнейшая</B><BR><B>для нас -- малолитражка</B><BR>Именно благодаря низкой цене -- всего $2 тысячи за транспортное средство -- вот уже 5 лет подряд на ОАО "ЗМА" (Завод малолитражных автомобилей) не падает производство. Оно уверенно растет. С 1990 года производство автомобилей "Ока" увеличилось в 19 раз.<BR>С начала производства и до сегодняшнего дня этот автомобиль не претерпел серьезных изменений ни внешне, ни внутренне. Вечно молодую "Оку" россияне охотно покупают из-за низкой цены. По словам председателя правления, генерального директора ОАО "АСМ-Холдинг" Николая Волосова, производство "Оки" к 2010 году увеличится до 70 тысяч штук против 56,5 тысячи в 2001 году.<BR><BR>"Козлов" станет больше,<BR><B>а конкуренция -- жестче</B><BR>Признанным авторитетом по производству внедорожников в российском автопроме считается ОАО "УАЗ". Автомобиль этого завода в народе прозвали "козлом". Так вот, "козлы" нового семейства -- "УАЗ-3160", "УАЗ-3162" -- пользуются у россиян повышенным спросом.<BR>В 2002 году руководство УАЗа"планирует увеличить совокупный выпуск продукции с 73 до 110 тысяч автомобилей. При этом производство автомобилей новых семейств должно вырасти в 8 раз по сравнению с прошлым годом.<BR>Российские внедорожники лучше покупаются иностранцами, чем легковые автомобили, опять же из-за низкой цены. Однако их несоответствие международным стандартам тормозит экспорт. Преодолевать это препятствие руководство УАЗа начало в 2001 году с внедрения программы сертификации предприятия по стандартам ISO 9001. В следующем году эта программа должна завершиться.<BR>Привлекательным рынок внедорожников показался менеджерам ОАО "ГАЗ". В августе этого года компания представила на московском "Мотор Шоу" внедорожник "Тигр" ("ГАЗ-2975"). Им заинтересовалось Министерство обороны РФ. По словам главного конструктора серийных автомобилей ОАО "ГАЗ" Александра Масягина, ориентировочная цена "Тигра" составит не более $60 тысяч. В следующем году Минобороны планирует закупить 15 таких машин. На них будут возить командиров.<BR><BR><B>Минус один</B><BR>Меньше 1% от возможного производства автомобилей в год выпускает ОАО "Москвич", несмотря на поддержку московского правительства. Финансовое положение предприятия оставляет желать лучшего. Но перспективы у завода есть. В августе арбитражный суд Москвы прекратил дело о банкротстве ОАО "Москвич". Истец (физическое лицо) отозвал заявление. Завод погасил перед ним задолженность в полном объеме.<BR>После этого предприятие начало готовиться к реанимации. В суде рассматривается вопрос о введении процедуры внешнего наблюдения и выбирается кандидатура временного управляющего.<BR><BR>Главные задачи --<BR>снизить себестоимость...<BR>Снижение себестоимости продукции -- это то, чем поглощены менеджеры российских заводов с ног до головы. Рост производственных затрат -- основная причина, уверены производители, по которой они теряют покупателей и сокращают выпуск продукции.<BR>Так, из-за высокой цены -- около $17 тысяч -- на ГАЗе прекращено производство новой "Волги" -- "ГАЗ-3111". Всего с начала производства на заводе собрали несколько сотен этих автомобилей в среднем по 50 штук в месяц.<BR>Борясь с ростом расходов, менеджеры компаний расширяют круг поставщиков материалов и комплектующих, а также внедряют программы по замещению импортных комплектующих отечественными.<BR>Но расходы упрямо растут, увлекая за собой цены.<BR><BR><B>...и сохранить рост цен</B><BR>В конце августа два российских завода ОАО "АвтоВАЗ" и ОАО "УАЗ" подняли отпускные цены на выпускаемые изделия на 1-2%. И это не последнее увеличение цен. Так, руководство ОАО "АвтоВАЗ" запланировало в текущем году поднять цены на 12% по сравнению с январем 2002 года.<BR>На начало сентября этого года цены на продукцию АвтоВАЗа выросли уже на 8%.<BR>Поэтому столь скромное увеличение пошлин едва устроит отечественные автозаводы. Ведь чем больше они поднимают цены, тем выше конкуренция со стороны старых иномарок.<BR>И не только старых. Ford Motor Co., начав сборку Ford Focus в России, снизила цену на этот автомобиль на $3000 (21,6%).
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.