00:0017 сентября 200200:00
64просмотров
00:0017 сентября 2002
Министерство образования РФ к началу учебного года разработало проект концепции о профильном обучении старшеклассников.
<BR><BR>Министерство образования РФ к началу учебного года разработало проект концепции о профильном обучении старшеклассников.<BR>Перед Министерством поставлена задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы. Новая система должна быть ориентирована на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.<BR>В соответствии с одобренной Правительством РФ "Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г." на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников.<BR><BR><B>Отличие обучения</B><BR><B>от школы</B><BR>Существует различие между понятиями профильного обучения и профильной школы.<BR>Профильное обучение -- средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.<BR>Профильная же школа есть институциональная форма реализации этой цели, естественно, форма основная, но не единственная. Вполне перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, например, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельной школы.<BR><BR><B>Общественный запрос</B><BR>Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.<BR>К 15-16 годам ориентация на сферу будущей деятельности складывается у большинства учащихся.<BR>По данным социологических опросов, проведенных в 2002 г. в 22 регионах страны Центром социологических исследований Минобразования РФ, "профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8 классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9 классе".<BR>При этом примерно 70-75% учащихся в конце 9 класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности.<BR>В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в школе привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы.<BR>Большинство старшеклассников считает, что существующая ныне школа не дает образования достаточного уровня и направленности для успешного построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемыми менее 12% опрошенных учащихся старших классов.<BR><BR><B>Зарубежный опыт</B><BR><B>профильного обучения</B><BR>Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие общие для всех изученных стран черты организации обучения в старшем звене средней школы.<BR>1. Старшие (полные) средние школы во всех развитых странах являются профильными, т.е. осуществляют профильное обучение.<BR>2. Как правило, профильное обучение охватывает 3, реже 2 последних года обучения в школе.<BR>3. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%.<BR>4. Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. От двух (академический и неакадемический (общий) в англоязычных странах) до трех (естественные науки, филология, социально-экономический) во Франции, "язык-литература-искусство", "социальные науки", "математика-точные науки-технология" в Германии.<BR>5. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия, Шотландия, США и др.). Как правило, школьники должны выбрать не менее 15 и не более 25 учебных курсов продолжительностью до одного семестра. Аналогами таких курсов в России можно было бы считать учебные модули, из которых возможно строить множество самостоятельных курсов.<BR>6. Количество обязательных учебных предметов (курсов) по сравнению с основной школой существенно меньше.<BR>7. Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей -- во Франции, гимназия -- в Германии, "высшая" школа -- в США.<BR>8. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной) школы дают чаще всего право прямого зачисления в высшие учебные заведения. Хотя имеются и некоторые исключения: например, во Франции прием в медицинские и военные вузы проходит на основе вступительных экзаменов.<BR><BR><B>Отечественный опыт</B><BR><B>профильного обучения</B><BR>Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г.<BR>Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915-16 гг. реформы образования, осуществлявшейся под руководством министра просвещения П. Н. Игнатьева. По предложенной структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную.<BR>В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения, и было разработано "Положение о единой трудовой школе", предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.<BR>В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР принимают постановление "О структуре начальной и средней школы в СССР".<BR>Академия педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов.<BR>В конце 80-х -- начале 90-х годов в стране появились новые виды образовательных учреждений (лицеи, колледжи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе.<BR><BR><B>Возможные</B><BR><B>направления</B><BR>Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя несколько типов учебных курсов.<BR>Базовые общеобразовательные курсы -- курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения для естественно-математического, технологического профилей, естествознания -- для гуманитарного, социально-экономического профилей.<BR>Профильные курсы -- курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология -- профильные курсы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки -- в филологическом профиле; история, право, экономика и др. -- в социально-экономическом профиле и т.д.<BR>По базовым общеобразовательным и основным профильным курсам проводятся единые государственные экзамены (ЕГЭ).<BR>Элективные курсы -- обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут "поддерживать" изучение основных профильных курсов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс "Математическая статистика" поддерживает изучение профильного курса экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы "Информационный бизнес" или "Основы менеджмента" и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы "Химические технологии", "Экология" и др. в естественнонаучном профиле. По элективным курсам ЕГЭ не проводится.<BR>Предлагаемая система не ограничивает школу в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника -- в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Ясно, что во многих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм обучения, создания новых моделей школьного образования.<BR><BR><B>Формы организации</B><BR>Можно выделить несколько вариантов, или моделей, организации профильного обучения:<BR>1. Модель внутришкольной профилизации.<BR>Отдельная школа может быть однопрофильной (реализовывать только один из избранных ею профилей) или организовать на старшей ступени несколько профилей, т.е. быть многопрофильной.<BR>2. Модель сетевой организации.<BR>В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.<BR>Оно может строиться в двух основных вариантах.<BR>Первый связан с объединением нескольких школ вокруг наиболее сильной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которая для группы школ выполняет роль "ресурсного центра". В этом случае каждая из школ данной группы обеспечивает в полном объеме базовые общеобразовательные курсы и ту часть профильного обучения (профильные и элективные курсы), которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя "ресурсный центр".<BR>Второй вариант основан на кооперации школы с иными образовательными учреждениями и образовательными ресурсами -- учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, малые академии при вузах).<BR><B>По материалам</B><BR><B>Министерства</B><BR><B>образования РФ</B><BR>