Открытое письмо Президенту России В.В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

<BR><BR>Уважаемый Владимир Владимирович!<BR>В Ваших публичных выступлениях неоднократно звучала обеспокоенность крайне неэффективным использованием величайшего богатства страны -- интеллектуальной собственности. Однако что же конкретно предпринимают Правительство и Федеральное Собрание?<BR>В настоящее время Государственная дума рассматривает законопоект №105481-3 "О внесении изменений и дополнений в Патентный закон РФ", подготовленный Роспатентом по поручению Правительства.<BR>Данный закон, наряду с узкоспециализированными вопросами документооборота патентного права, содержит положения, способные оказать решающее влияние на стратегические проблемы страны и ее экономическую безопасность. Но несовершенство именно этих базовых положений может привести к самым печальным последствиям. Коротко о существе некоторых вопросов, вызывающих беспокойство.<BR><BR><B>Первый вопрос</B><BR>В пояснительной записке к законопроекту декларируется "снижение социальной напряженности и повышение творческой активности со стороны большого числа "индивидуальных" изобретателей (за счет... освобождения их от уплаты патентных пошлин)". Непонятно, почему акцент делается на "индивидуалах". Установленные Правительством с подачи Роспатента пошлины непосильны и для большинства предприятий, особенно научных и других бюджетных.<BR>Теперь о творческой активности, которую планируется повышать. Важнейшим условием для этого является гарантия адекватной оплаты результатов творческого труда. Но предлагаемый законопроект не только не дает такой гарантии -- напротив, создается впечатление, что у изобретателей эти результаты могут затребовать и отобрать за бесценок. Дело в том, что условия лицензионных договоров как по добровольным "открытым лицензиям", освобождающим изобретателей от уплаты пошлин, так и по принудительным, если они по "неуважительным" причинам плохо используют свою интеллектуальную собственность, формулируются в законе такими расплывчатыми фразами, как "на условиях установившейся практики" (в первой редакции) и "на условиях, в которых в сравнимых обстоятельствах совершается аналогичная сделка" (во второй), которые создают условия для произвола по отношению к изобретателям.<BR><BR><B>Второй вопрос</B><BR>Право на вынесение решений по спорам между изобретателями и Роспатентом, в том числе по вопросам предоставления и лишения патентного права, его объема, носящим имущественный характер, предлагаемый законопроект, как и действующий закон, отдает опять- таки Роспатенту. Это никак не вяжется с Конституцией, отдающей такие права исключительно независимому суду, но никак не одной из конфликтующих сторон.<BR><BR><B>Третий вопрос</B><BR>Статья 34 "Государственное стимулирование создания и использования объектов промышленной собственности" как в старой, так и в предлагаемой редакции патентного закона, абсолютно лишена конкретного содержания и уместна разве что в декларации о намерениях.<BR>Но на все обращения в Государственную думу никакой реакции не последовало. Только в конце февраля 2002 года удалось узнать, что 21 декабря 2001 г. законопроект в первом чтении был принят. В настоящее время в Думе имеется новая, подготовленная ко второму чтению редакция законопроекта, мало чем отличающаяся от прежней.<BR>Существует грустная шутка: самый благородный способ разориться, -- это заняться внедрением изобретений. Действительно, предприниматель, осваивающий новшество, идет на повышенный коммерческий риск. Никакие расчеты и исследования не могут дать гарантии, что новая технология или товар будут в достаточной степени востребованы. По усредненной статистике, коммерчески успешным оказывается лишь одно из сотни изобретений. Так почему же предприниматели в развитых странах идут на риск, а у нас -- нет? Да потому, что у них налоговые, кредитные и другие льготы не декларируются, а гарантируются законодательством. "Налоговые каникулы", механизмы льготного кредитования, вовлекающие запатентованные решения в хозяйственный оборот, с четкими правилами, сводящими к минимуму возможности злоупотреблений, обычны для всего цивилизованного мира. И, пока этого не будет у нас, все разговоры о конкурентоспособности товаропроизводства в России будут не более как пустой риторикой.<BR>Мясников Р.Г., Изобретатель СССР, Маркитантов Б.С., академик РАЕН, Зеленский М.И., профессор, Окулов С.А. Председатель Петербургского профсоюза работников РАН, Гумен В.Ф., Президент Ассоциации патентоведов Петербурга и др.