"Наш кинобизнес -- это курица и яйцо"

Сегодня на выставке "Кино Экспо" состоится первая церемония вручения призов за лучшие достижения в области кинопроката.

<BR><BR>Сегодня на выставке "Кино Экспо" состоится первая церемония вручения призов за лучшие достижения в области кинопроката.<BR>С точки зрения генерального директора компании "Невафильм" Олега Березина, российскому кинобизнесу уже есть чем похвастаться.<BR><BR><B>Надо чаще встречаться</B><BR>Моды на кино не существует, существует потребность людей от 25 лет до 40 общаться. Это люди, которые уже не ходят в ночные клубы, на дискотеки, по каким-то причинам уже не посещают театр, но желают общаться, хотят пойти куда-то компанией. Кинотеатр -- это единственное место (кроме каких-то спортивных событий), куда человек может пойти в компании, отдохнуть и получить удовольствие. Это активный отдых.<BR><BR><B>Реальные доллары</B><BR>Вкладывать инвестиции в киноиндустрию, безусловно, выгодно. Доводы такие: во-первых, кинотеатры растут в геометрической прогрессии, раз в неделю в стране открывается кинотеатр. Это показатель. Второе -- ни один кинотеатр, который возник или обновился после перестройки, не обанкротился. В-третьих, это то, что доступно среднему бизнесу, то есть не надо быть нефтяным магнатом, чтобы заняться этим бизнесом. И это тоже большой плюс, потому что есть масса проектов, когда можно построить большой торговый центр, привлечь $40 млн инвестиций, но для многих эта цифра за гранью понимания. Когда же речь идет о суммах от $1 млн до $5 млн, их реально привлечь. И многие финансовые структуры, имея интерес к кино, могут под это дать деньги.<BR>3-4 года назад было нормальным вернуть все вложения в кинотеатр за полгода. Сегодня это пара лет. Очень многое зависит от объема инвестиций. Большие проекты требуют много денег, кроме того, появились новые форматы, которые очень тяжело позиционировать, они медленнее окупаются.<BR><B>Ошибка Чубайса</B><BR>По поводу ситуации с кинотеатрами в Петербурге... На мой взгляд, большой ошибкой, которую сделал Анатолий Чубайс и те люди, которые занимались законами о приватизации, было то, что они вписали кинотеатры через запятую после прачечных и магазинов. В тот момент -- это 1994 год -- рынок находился в упадническом состоянии, кино не было. Естественно, люди, получившие доступ к этой недвижимости, пару лет поделали вид, что они показывают кино, а потом это все перепрофилировалось. Масса торговых салонов, казино находятся именно в бывших кинотеатрах. Сейчас самое смешное в том, что те же казино уже и хотят вернуться в кино, потому что это другой бизнес, и бизнес работающий, но теперь проблема в другом -- как правильно спозиционировать это казино, чтобы туда смог пойти обычный человек.<BR>В Москве началось все с того, что государственные кинотеатры были отданы в аренду компаниям, которые готовы вложить туда деньги, инвестировать в ремонт и оборудование и заняться показом. На этом построено "Каро", например. "Пушкинский" ведь не принадлежит "Каро", он арендован. Правда, сейчас ситуация меняется, потому что частные инвестиции доказали, что это перспективный бизнес. А Лужков не относится к тем людям, которые упускают хороший бизнес.<BR>В Петербурге другие проблемы -- с пятнами под строительство, с разрешениями, организацией и так далее. В чем прелесть кинобизнеса? Это легальный и очень интересный бизнес. Масса людей, которые раньше продавали, например, холодильники, пришли в кино и заразились им. Кино -- заразная вещь. Все люди, которые попали в кино, действительно попали.<BR><BR><B>Пушкин-фильм</B><BR>Поддержка государством кинематографа существует во всем мире -- и в Америке тоже, просто там другая схема. Там есть система предварительной продажи фильма, очень хорошо работающая. Кино, как известно, состоит из двух частей -- кино как бизнес и развлечение и кино как искусство. Точно так же, как в литературе есть Пушкин и есть Маринина. И никто не говорит, что это книга, а то -- не книга. То же самое и здесь. "Аттракцион" в Голливуде поддерживать не надо -- он сам кого хочешь поддержит. За счет этой поддержки, кстати, часть денег косвенно возвращается на фильмы искусства. С последними происходит следующее -- широко развита система дотирования, например, университеты закупают фильмы для своих фильмотек. И если есть 20 университетов, которые заплатили по $20 тысяч, вот вам уже $400 тысяч на съемку фильма.<BR>То есть косвенное дотирование за рубежом тоже есть, просто у нас в стране все немного перевернуто. Государственная поддержка -- это кормушка, что неправильно. Она развращает людей, режиссеров, которые снимают свои фильмы на халяву, на государственные деньги. И государство не требует с них вернуть эти деньги. Просто все понимают, что это безответственные деньги, и сколько их дойдет до экрана, никто не знает. Такая система, на мой взгляд, будет меняться, когда государство перестанет давать бесплатные деньги на коммерческий продукт. Это нонсенс.<BR><BR><B>Брат Гарри</B><BR>Каждый отечественный режиссер мечтает, что его фильм будет коммерчески успешным в прокате, что он станет лидером кассы этого года. Но как может "Антикиллер" окупить сам себя, со своим бюджетом в $5 млн, если для этого он должен собрать минимум $10 млн. А у нас "Гарри Поттер" $7 млн собрал -- и это рекорд года.<BR>Если бы люди рисковали своими собственными деньгами -- была бы иная ситуация. Сельянов в этом смысле как раз более продвинутый человек, который чувствует ответственность за деньги. "Брат" и "Брат-2" были в свое время успешны, "Война" успешна, но Сергей продюсирует и фильмы некоммерческие. При этом он понимает, что эти фильмы некоммерческие, и поэтому не пытается заработать на них деньги. А есть масса режиссеров, которые говорят: "Мы такое кино снимаем!" И все они почему-то думают, что проблема в том, что кинотеатр не хочет брать их кино. Спросите у любого кинотеатра -- вы хотите русское кино? Вам ответят -- очень, но дайте мне хорошее кино, на котором у меня будут полные залы. Вот в чем проблема.<BR>Есть статистика, что в Голливуде -- имеется в виду мировое кинопроизводство -- окупается один проект из 10. Но окупается так, что способен окупить те 10, которые были для студии-производителя убыточными.<BR><BR><B>Курица и яйцо</B><BR>Есть другая проблема -- мы долго доказывали, что сборы фильма зависят от количества кинотеатров. Очень много спорили с дистрибьюторами. Потому что есть банальная статистика -- наши сборы на один кинотеатр выше, чем в Европе, в долларах. Потому что у нас больше заполняемость зала, а цена билета сравнима с европейской. И только количество кинотеатров не дает той массы денег, потому что все кинотеатры, которые растут, получают нового зрителя за счет того, что появляется выбор фильмов для просмотра.<BR>Наш кинобизнес -- это курица и яйцо. С одной стороны, кинотеатры, с другой -- предложение фильмов от дистрибьюторских компаний. Спрос и предложение. И все друг друга постоянно догоняет. Когда кинотеатров было мало, было небольшое предложение фильмов, потому что многие фильмы просто нельзя было выпустить -- на три кинотеатра физически нельзя собрать те деньги, которые хотя бы окупят выпуск. Сегодня другая ситуация. Если 3 года назад фильм собирал $300 тысяч в прокате, дистрибьютор говорил -- я молодец, столько собрал. Сегодня набрал миллион -- и этого мало. Вот вам рост рынка. За 2 года он вырастает в 3-4 раза. И растет дальше. "Гарри Поттер" собрал $7 млн, "Человек-паук" -- уже $6 млн, но до конца года, возможно, догонит "Гарри Поттера". А потом выйдет новый "Гарри Поттер", который еще больше соберет.<BR>Что такое -- фильм собрал $7 млн? 50% этих денег осталось в кинотеатрах. Поэтому, естественно, каждый кинотеатр заинтересован иметь хороший, успешный в прокате фильм. 3-4 года назад было такое соотношение -- 90% денежных сборов давала Москва, остальные -- вся страна. Сейчас все меняется, Москва уже дает меньше 50%. Это говорит не о том, что Москва стала плохо работать, а о том, что в городах появились кинотеатры, которые зарабатывают деньги. И на сегодняшний день интересны все регионы России -- это равномерное, пропаханное, но недопаханное поле. Мы считали, что, если возьмем статистику по количеству жителей на один киноэкран в Европе, в России должно быть 9 тысяч кинотеатров. В Петербурге их должно быть 100, что очень похоже на те цифры, которые были в советские времена: кинотеатров у нас в Петербурге было больше 80. В Москве сейчас 80 экранов, а должно быть 300. Так что есть куда расти.<BR><BR><B>Комментарий</B><BR>Юрий Першин, коммерческий директор, руководитель департамента регионального кинопроката компании "Каскад фильм": <BR>"Ассортимент фильмов для проката достаточно велик, но нельзя одновременно сесть на два кресла, одновременно быть на двух днях рождения. Проблема отечественного кинематографа, на мой взгляд, в том, что у нас нет, например, нормального российского боевика, который может собрать зал. У нас просто нет конкурентного кино, чтобы, скажем, можно было пригласить зрителя и не говорить, что бюджет фильма -- 6 миллионов, непонятно с чего взятых, а в процессе съемок разбито 200 машин, а говорить, что это картина. Почему, собственно, людям нравится "Брат-1" и "Брат-2"? Ведь наши люди ждут российских картин, и они должны быть актуальны, своевременны и, наверное, все-таки откровенны.<BR>Сегодня прокатывается все, что существует актуального, реального и нестыдного на рынке. Для проката отбирается не всегда коммерчески успешный фильм -- это должен быть просто фильм, который позволит показать студию с разных сторон -- мелодрама, комедия, боевик и так далее. Людям нужен в кино отдых, а отдых -- это широкий спектр, выбор".