"Россудостроение" бросит на "Шельф" 14,5 млрд рублей

Россия приступает к реализации амбициозной программы строительства морских буровых платформ стоимостью свыше 14,5 млрд рублей.

<BR><BR>Россия приступает к реализации амбициозной программы строительства морских буровых платформ стоимостью свыше 14,5 млрд рублей.<BR>Петербургским НИИ достанется большая часть из 147,3 млн рублей, выделяемых по программе на НИОКР.<BR><BR><B>Программа утверждена</B><BR>Правительство РФ своим Постановлением №623 от 20.08.2002 утвердило подпрограмму "Создание высокотехнологичных установок, машин и оборудования для морской добычи нефти, газа и освоения углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики на 2003-2012 годы". Подпрограмма, именуемая также "Шельф", является частью федеральной целевой программы "Мировой океан".<BR>Госзаказчиком подпрограммы выступает Российское агентство по судостроению, ее итогом должно стать не только строительство трех полупогружных и семи стационарных ледостойких морских платформ, но и фактически создание новой отрасли судостроения -- начиная от нормативно-метрологической базы и систем электронного конструирования до современного производства, способного обрабатывать крупногабаритные стальные листы (4,5 х 24,0 м).<BR>Несмотря на то что в подпрограмме продекларирован отбор исполнителей "...путем проведения конкурсов среди предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности, в том числе иностранных", "Россудостроение" обозначило наиболее вероятных головных подрядчиков.<BR>Основную производственную базу планируется разместить в Северодвинске (Архангельская область), на ФГУП "ПО "Северное машиностроительное предприятие" и ФГУП "Машиностроительное предприятие "Звездочка", а проектно-конструкторскую часть работ обеспечат петербургские ФГУП "ЦНИИ технологии судостроения", "ЦНИИ имени Крылова" и "ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей". Дальневосточная часть "Шельфа" ориентирована на ОАО "Амурский судостроительный завод". В целом же к участию в программе будут привлечены более 150 предприятий судостроения, судоремонта, машиностроения, приборостроения, металлургии, радиотехнической и других отраслей промышленности.<BR>"Здесь нет противоречия, -- комментирует начальник отдела научно-технического развития и программ НИОКР "Россудостроения" Михаил Вестерский. -- На первом этапе мы укрепим производственную базу потенциальных участников конкурса, направив на это бюджетные средства, а на втором, когда пойдут деньги инвесторов непосредственно на строительство, -- действительно будем проводить тендеры".<BR><BR><B>Нефтедоллары помогут</B><BR>За счет "Шельфа" конструкторы и судостроители смогут серьезно модернизировать свои производства. В частности, на "Севмаше" предусмотрена реконструкция корпусообрабатывающего, сборочно-сварочного, стапельного цехов, спускового сооружения, на "Звездочке" -- гидротехнических сооружений, эллингов, дооборудование достроечной набережной под строительство модулей буровых платформ. "ЦНИИ имени Крылова" и "ЦНИИ ТС" будут оснащены новым технологическим оборудованием для отработки конструктивно-технологических решений. Петербургским НИИ достанется большая часть из 147,3 млн рублей, выделяемых по программе на НИОКР.<BR>Выбор именно северодвинских верфей продиктован скорее политическими, чем экономическими мотивами. Эти заводы, специализирующиеся на строительстве и ремонте подводных лодок, долгое время не могут загрузить производство из-за сокращения оборонного заказа.<BR>Общий объем финансирования подпрограммы составляет 14.522,8 млн рублей, но из федерального бюджета на нее будет потрачено лишь 267,5 млн рублей. Все остальное должны дать инвесторы. Пока они определены лишь для шести платформ, которые будут эксплуатироваться на трех месторождениях -- ЗАО "Севморнефтегаз" для Баренцева моря и "Эксон Нефтегаз Лтд" для Сахалина. Стоимость одной платформы составляет не менее $700 млн.<BR>"Подпрограмма очень важна именно для привлечения инвесторов. Ведь по Закону о совместном разделе продукции необходимо, чтобы 70% оборудования имело российское происхождение.<BR>Это требование повсеместно нарушается, а обеспечить его выполнение можно, лишь модернизировав производство", -- считает Михаил Вестерский.<BR><BR><B>Особое мнение</B><BR>Возможные участники "Шельфа" оценивают программу не столь благосклонно.<BR>"Программа составлена явно "под" северодвинские заводы. Разработчиков можно понять -- там тысячи людей могут остаться без работы. Но социальные проблемы должно решать государство, а не частные инвесторы. Для заказчика важней всего ценовые показатели -- а тут его заставят потратить миллионы на реконструкцию государственных заводов, -- комментирует Дмитрий Сапов, помощник генерального директора ОАО "Выборгский судостроительный завод". -- Срок сдачи первой платформы на "Севмаше" -- 2008 год, а если бы подрядчик определялся по конкурсу, ее могли бы построить уже в 2004-2005 годах. Четыре года нефтедобычи -- это приблизительно $4,5 млрд! Причем средства будут вложены ради строительства двух платформ, которые через 20 лет порежут на металлолом. Перспектив в этом направлении у Северодвинска нет".<BR>