Частные театры делают ставку на грамотный менеджмент

В Петербурге негосударственные театры растут как грибы. Сейчас их в городе порядка 50. Несмотря на отсутствие государственного финансирования, комфортных условий для творчества и массу разнообразных трудностей, они продолжают функционировать и развиваться

<BR><BR>В Петербурге негосударственные театры растут как грибы. Сейчас их в городе порядка 50. Несмотря на отсутствие государственного финансирования, комфортных условий для творчества и массу разнообразных трудностей, они продолжают функционировать и развиваться.<BR>Успешность негосударственного театра, впрочем, как и государственного, напрямую зависит от менеджера, который продвигает и всячески популяризирует данное объединение. Наиболее успешные любят повторять: "Если кто-то оправдывается фразой "нет денег" -- значит, он просто не может их найти". Все театральные коллективы основную ставку делают на продукт собственного производства. Причем в арсенале отдельных театров есть всего два-три спектакля, но зато таких, с которыми их наперебой приглашают отечественные и зарубежные фестивали.<BR><BR><B>Комплексный подход</B><BR>Коллектив негосударственных театров обычно небольшой -- директор и крохотная актерская труппа. При этом актеры, как правило, параллельно работают еще в нескольких местах. Директор или администратор чаще всего выходец из актерской среды. Так что, зная все проблемы и трудности, он как никто другой представляет себе методы борьбы с этими трудностями и способы продвижения своих подопечных.<BR>Большая часть негосударственных театров основной доход получает от реализации билетов на свои спектакли. В гастролях они практически не участвуют по причине нерентабельности. По словам профессионалов-менеджеров, гораздо выгоднее принимать участие в различных театральных фестивалях -- и не столько из-за получения гонораров, сколько затем, чтобы "показать товар лицом", сделаться заметными, заставить о себе говорить. На фестивали можно попасть несколькими способами. Одни активно пользуются факсом, рассылая предложения в оргкомитеты и продюсерские компании. Другие по роду своей деятельности постепенно заводят полезные связи, а затем уже сами получают приглашения, добиваются присутствия на европейском рынке через рекомендации. По словам театральных менеджеров, использование личных связей по отдаче и значимости превосходит эффективность прямой рекламы. К тому же в большинстве случаев предпочтение отдается так называемой имиджевой рекламе. "Я предпочитаю работать с прессой на условиях информационной поддержки и быть на дружеской ноге. Прямой рекламе я не доверяю -- она работает лишь тогда, когда о тебе уже знают", -- считает Вадим Каспаров, директор школы "Каннон-Данс".<BR>"Конечно, информация о театре всегда важна, но она должна быть не столько рекламного, сколько просветительского характера. Это позволяет заинтересовать потенциальных зрителей. Кроме всего прочего очень хорошо работает "сарафанное радио" -- наши постоянные зрители приводят своих знакомых, так постепенно круг посетителей расширяется, о театре начинают говорить, что в конечном счете может дать некоторые привилегии со стороны городской администрации и помочь театру в собственном продвижении", -- говорит Александр Алексеев, директор театра "Особняк". Многие негосударственные театры имеют волонтеров -- тех, кто всеми возможными способами расширяет круг зрителей, реализуя билеты в самых разных местах.<BR>Другой способ заставить о себе говорить -- участие в различных городских и районных акциях. "Мы участвуем в карнавале, а в своем районе своими силами постоянно проводим праздники -- 1 мая, Масленицу и так далее", -- сказали в театре "За Черной речкой".<BR>"Мы не только демонстрируем свое творчество, мы предлагаем комплекс услуг. То, что параллельно мы проводим мастер-классы, в которых может поучаствовать любой желающий, привлекает, и желание нас пригласить на гастроли удваивается", -- доволен Вадим Каспаров.<BR><BR>Агент 007<BR>Говорят, в театральном менеджменте без "шпионства" далеко не уедешь. "Профессиональным шпионажем самое время заниматься на театральных фестивалях, выясняя, что зрители смотрят, чем интересуются, какую печатную продукцию распространяют театры и так далее. К тому же нужно быть всегда готовыми к тому, что на спектакль могут прийти "нужные люди". Например, в Англии есть те, кто занимается русским театром -- они приезжают, отсматривают все премьеры в Москве и Петербурге и вполне могут купить потенциально успешный спектакль", -- поведал Александр Алексеев. На его попечении не только "Особняк", но и такие коллективы, как "Ландскрона", "Кукольный дом", "Такой театр" и другие.<BR>По его мнению, большинство петербургских негосударственных театров ведут себя довольно инертно. Например, на московскую театральную ярмарку не приезжают вообще -- в последний раз из Петербурга на ней были только двое, сам Алексеев и представитель от театра "Монплезир". "Между тем это прекрасная возможность объявить о своем существовании и завести знакомства. На ВДНХ каждый театр, например, получает небольшую площадку, где можно заниматься чем угодно -- хоть рекламу показывать, хоть декламировать. В рамках ярмарки проводятся встречи с театральными воротилами, на ней появляются представители продюсерских компаний. Кстати, именно там я нашел объединение "Кукольный дом", начал с ними работать. Недавно они получили две "Золотые маски", сейчас ездят по гастролям. Правда, у них своя специфика -- это кукольный театр, там минимум текста, поэтому они могут давать спектакли в разных странах. Точно так же спектакли "Комик-треста" -- помимо того, что они профессионально сделаны, они интернациональны, понятны всем. У нас же большинство негосударственных театров -- драматические, поэтому существует еще одна проблема -- языковая", -- говорит Александр Алексеев.<BR><BR><B>Денежный вопрос</B><BR>Обычно негосударственные театры активно пользуются поддержкой собственных учредителей, меценатов и спонсоров, в качестве которых выступают не только коммерческие компании, но и депутаты ЗС. Например, театру "Остров" было выделено помещение во многом благодаря тому, что одним из его учредителей является режиссер Алексей Герман. Кстати, лишь немногие частные театры имеют помещение -- большинству приходится арендовать площадку у своих "коллег". "Наша ситуация очень отличается от московской. Там негосударственные театры имеют льготу по аренде или помощь коммерческих структур. Официальное правительство Москвы закрепляет за каждым театром коммерческие компании, которые их поддерживают. Мы решили поставить к 300-летию города спектакль -- я написал примерно 100 писем в различные организации города с просьбой о спонсорстве, в том числе в 54 банка. И ни от одного банка ответа не получил", -- сказал художественный руководитель петербургского драматического театра "Остров" Александр Болонин.<BR>"Я считаю, что государство просто не должно мешать развиваться негосударственным культурным объединениям. А слово "спонсор" я вообще не люблю. Вместо этого нужно развивать социальное партнерство. Главная задача -- доказать, что проект интересен. Тогда трудностей не будет -- в той же Америке есть множество фондов, у которых возможно получить грант. Мой принцип -- ничего не просить, поэтому мы довольно активно действуем сами, например, дважды в год проводим фестивали, у нас работает школа современного танца, мы проводим мастер-классы -- это нам дает средства на текущую деятельность. В остальном мы стараемся использовать грантовые средства", -- говорит Вадим Каспаров.<BR>