00:0016 августа 200200:00
11просмотров
00:0016 августа 2002
Завтра, 17 августа, в Выборге подведет итоги Х Фестиваль российского кино "Окно в Европу". Уже наметились фавориты и проявился характер этого юбилейного праздника --смотра отечественного кинематографа.
<BR><BR>Завтра, 17 августа, в Выборге подведет итоги Х Фестиваль российского кино "Окно в Европу". Уже наметились фавориты и проявился характер этого юбилейного праздника --смотра отечественного кинематографа.<BR>Прошлогоднее "Окно" было безрадостным -- тени Станислава Ростоцкого и Саввы Кулиша -- отцов-основателей выборгского кинофорума задали общий тон фестиваля. В этом году все началось и продолжилось ликованием. Открылся фестиваль "Русским ковчегом" Александра Сокурова -- самой театральной, самой, пожалуй, неестественной картиной режиссера -- эдаким трипом по залам Эрмитажа и российской истории, нашпигованным намеками для посвященных и интеллектуальными гэгами, вроде фразы, брошенной Иностранцем: "Читал я вашего Пушкина по-французски, ничего интересного". Выдохнув после 90 минут, снятых одним планом на цифровую видеокамеру, половина зала запальчиво аплодировала минут пять, пока другая половина выбиралась со своих мест в нелегких раздумьях, как же все это понимать. Фильм заявлен вне конкурса.<BR>А в конкурсе, даже при неизбежных различиях во вкусах жюри, не так уж много фильмов могут претендовать на звание лауреата. Одна из самых ярких картин на фестивале -- "Копейка" Ивана Дыховичного по сценарию Владимира Сорокина -- забавный пастиш на тему советско-российской жизни последних 30 лет. Первая модель "жигулей", та самая "копейка", переходит из рук в руки, позволяя авторам дать гротескный срез общества. Тут и цековские начальники, и скаредный кагэбэшник, и карточные шулера, и московская перестроечная богема, и новые дикие русские, и даже Олег Ковалов в роли провинциального физика -- фаната Галича. Кроме самой машины картину -- сборник киноновелл связывают сквозные сюжеты и меняющие грим популярные актеры. Победа "Копейке" далеко не гарантирована: многие члены жюри слишком серьезно настроены, слишком многого ждали от картины и сорокинского сценария, слишком предвзято относятся к московским междусобойчикам.<BR>От нового энергичного кино, дешевого и остроумного, на фестивале представительствовал фильм "Смеситель" Александра Шейна -- инфернальная комедия с раптофилической содомией. Больничные палаты, койки и коридоры сняты со знанием дела и любовью, а засветившийся почти в половине фильмов фестиваля Гоша Куценко сыграл здесь далеко не худшую свою роль. Финальные титры на фоне оплодотворения яйцеклетки вызовут зависть у любого параллельщика.<BR>Еще не известно, как отреагирует жюри игрового конкурса (а есть еще два конкурса: неигрового и анимационного кино) на "Кукушку" Сергея Рогожкина, "Дневник Камикадзе" Дмитрия Месхиева и "Чеховские мотивы" Киры Муратовой, но ясно, что целый ряд картин вряд ли получит здесь хоть что-нибудь, кроме признания части зрителей. Среди последних -- уже нашумевшее "Одиночество крови" Романа Прыгунова (праздник китчево-трэшевой эстетики) и "Превращение" Валерия Фокина -- киноверсия знаменитого спектакля по Кафке, которой дешевые кинотрюки не способны придать нового кинематографического качества, избавить от прущей изо всех щелей театральщины.<BR>На закрытии в субботу покажут фильм Павла Лунгина "Олигарх" по скандальному бестселлеру Юлия Дубова "Большая пайка".