00:0029 июля 200200:00
22просмотров
00:0029 июля 2002
Присоединение к Европейскому союзу стран бывшего Восточного блока не приведет к негативным последствиям для российской экономики и внешней торговли. Так считает Петер Хавлик, директор Венского института экономических исследований WIIW.
<BR><BR>Присоединение к Европейскому союзу стран бывшего Восточного блока не приведет к негативным последствиям для российской экономики и внешней торговли. Так считает Петер Хавлик, директор Венского института экономических исследований WIIW.<BR>Напротив, снижение таможенных пошлин (в соответствии с нормами ЕС) и ускорение экономического роста в центрально- и восточноевропейских (ЦЕВС) странах может оказаться выгодным для России:<BR>-- Европа переживает очень интересное время. На наших глазах складывается экономика нового типа, и, конечно, присоединение стран Центральной и Восточной Европы к ЕС будет иметь большое значение для России. Но опасения российских экономистов по поводу возможного сокращения торговли между Россией и ЦЕВС необоснованны. Дело в том, что сейчас структура экспорта-импорта России в ЦЕВС практически тождественна структуре внешней торговли между Россией и ЕС. Растет экспорт энергетических и сырьевых ресурсов, а импортируется продукция обрабатывающей промышленности. Времена, когда СССР был главным поставщиком оборудования для стран СЭВ, прошли.<BR><BR>-- Тем не менее Россия сохраняет за собой некоторые сегменты рынка в странах Восточного блока -- в энергетическом машиностроении, поставках запчастей для транспорта, вооружений и военной техники. Что произойдет с ними?<BR>-- Доля высокотехнологичного оборудования ничтожно мала. Тем не менее она есть. Для рынка вооружений, пожалуй, я бы сказал, что это бесперспективно: тут дело не в ЕС, а в стремлении ЦВЕС в НАТО. Так что здесь Россия, скорее всего, окончательно потеряет позиции. Что касается гражданской продукции, то прогноз более благоприятный. Однако российским производителям необходимо внедрять самые новые технологические разработки, без которых на европейский рынок не выйти. Способны ли они на это? Наверное, им нужно активней сотрудничать с западными производителями, искать инвесторов, модернизировать производство.<BR><BR>-- И сейчас страны бывшего СЭВ гораздо больше ориентированы на Запад, чем на Россию. Не получится ли, что с присоединением их к ЕС возникнет новый "железный занавес"?<BR>-- Вы знаете, во многих аспектах политика ЕС по отношению к России является более благоприятной, чем та, что проводят некоторые страны -- кандидаты в ЕС. Например, ЕС оказывает давление на Прибалтийские страны, с тем чтобы в них соблюдались права русскоязычных меньшинств. Но самое главное -- после вступления в ЕС его члены установят более низкие импортные тарифы, чем те, что действуют сейчас. В среднем тарифы составят 6,3% -- это будет в целом благоприятно для российской внешней торговли. Кроме того, после расширения ЕС Украина, которую пока туда принимать не собираются, вынуждена будет стремиться к большему сближению с Россией. 90% экспортируемых в Европу энергоресурсов идет транзитом через территорию Украины. Обсуждаемые планы строительства трубопровода в обход этой страны дадут России новые рычаги воздействия на своего южного соседа.<BR><BR>-- Присоединение к ЕС означает введение шенгенских виз. Это может отразиться на экономике приграничных районов, где многое зависит от частых поездок, на туризме.<BR>-- Действительно, для приграничных районов это очень важный вопрос. И проблемой номер один будет Калининград. Анклав площадью в 15 тысяч км, где проживает 950 тысяч человек. Там и сейчас экономические показатели хуже, чем в среднем по России. Объем иностранных инвестиций ниже, чем в целом по стране, торговый баланс сводится с отрицательным сальдо. Зато процветает теневая экономика: например, по числу автомобилей на 1000 жителей Калининград незначительно уступает только Москве. ЕС отклонил предложения по созданию специального фонда и по введению особого режима для Калининграда. Но существует пилотный проект сотрудничества по калининградской проблеме между ЕС и Россией, который предполагает постепенное введение в Калининградской области отдельных элементов правовой базы, финансовых и институциональных элементов ЕС. Накопленный опыт мог бы послужить в качестве модели российско-европейского экономического партнерства в будущем.
<BR>-- То есть Россия также сможет претендовать на интеграцию в ЕС?<BR>-- Присоединение России к Евросоюзу и даже получение ею статуса ассоциированного члена в обозримом будущем маловероятно. Слишком огромна экономическая асимметрия. Российский номинальный ВВП составляет 4% от европейского, и это соотношение не изменится, по крайней мере, в ближайшие несколько лет.<BR>Гораздо перспективней выглядит идея создания Общеевропейского экономического пространства. ЕС, видимо, окончательно отказался от проекта "зоны свободной торговли" между ЕС и Россией. Переговоры об этом намечались еще в 1998 году, но так и не состоялись. В новой стратегии развития ЕС зона свободной торговли не упоминается, зато поощряется присоединение России к ВТО. В мае Евросоюз объявил о скором признании России как страны с рыночной экономикой. Этот важный шаг затруднит применение различных ограничений на импорт и антидемпинговых процедур.<BR><BR>-- Кроме нефти и электричества в России дешевая рабочая сила. Присоединение ЦЕВС к ЕС приведет к подорожанию рабочей силы в бывших странах СЭВ (и, как следствие, к возможности экспорта ее из России)?<BR>-- Стоимость рабочей силы будет определяться только экономическим ростом в ЦЕВС. Как ожидается, он составит около 4% в год, то есть будет выше общеевропейского (2%). Но повышение уровня жизни, конечно, произойдет не сразу. Кроме того, внутри ЕС существуют ограничения по перемещению рабочей силы, так что в ближайшие 10 лет ситуация не изменится.<BR><BR>-- Ваши прогнозы основаны на существующей структуре внешней торговли, когда Россия выступает в роли сырьевого придатка ЕС. Каковы Ваши рекомендации для улучшения ситуации.<BR>-- Ничего нового: необходимо продвигать институциональные реформы в стране, улучшать инвестиционный климат. Тогда имеющееся положительное сальдо торгового баланса позволит расширить импорт инвестиционных товаров, модернизировать экономику и в последующем улучшить структуру экспорта. Сотрудничество с ЕС в области торговли, сближение норм и стандартов принесет в этом несомненную пользу.