Джозеф Бек: "Страна нищает, если защищает только самых известных ...

Джозеф Бек: "Страна нищает, если защищает только самых известных представителей культуры"

<BR><BR>Джозеф Бек: "Страна нищает, если защищает только самых известных представителей культуры"<BR><B>"Почему американское кино завладело миром? Наверное, не потому, что у американцев генетическая предрасположенность к гениальности. Просто у нас другая система</B><BR>защиты авторских прав", -- считает американский юрист Джозеф Бек.<BR>Юрист и партнер американской фирмы Kilpatrick Stockton, профессор юридического факультета Университета Эмори, а также официальный спикер генконсульства США Джозеф Бек провел в Петербурге несколько семинаров и лекций, посвященных интеллектуальной собственности. По мнению американского специалиста, именно отсутствие налаженной системы авторских прав более всего тормозит развитие местной экономики.<BR>"Многие владельцы авторских прав в США и Европе считают Россию одним из худших нарушителей авторских прав. Уровень пиратства компьютерных программ в России составляет до 90%. По этому показателю ваша страна уступает лишь Китаю и Вьетнаму. Сегодня российское Правительство теряет налоговые доходы. А это $85 млн ежегодно. Многие в США и Европе полагают, что именно российское Правительство несет за это ответственность. В результате такой ситуации некоторые влиятельные люди США и Европы выступают против вступления вашей страны в ВТО; таким образом, российская экономика будет продолжать страдать.<BR>В США отрасли, связанные с авторским правом, сегодня характеризуются как наиболее динамично развивающиеся. Они являются одними из тех немногих сфер, которые дают положительный торговый баланс. Америка импортирует все; единственное, что мы можем продать другим странам, -- это интеллектуальная собственность.<BR>В сложившейся ситуации США невыгодно накладывать на Россию экономические санкции за бездействие в защите авторских прав ввиду совместного сотрудничества наших стран в деле борьбы с международным терроризмом. Если бы не было этой общей проблемы, то я уверен, что такие санкции имели бы место.<BR>Существует целый набор аргументов в пользу присоединения России к международному законодательству в области авторского права. Сегодня американские и европейские бизнесмены отказываются инвестировать в российских дистрибьюторов и адвокатов. Они просто не верят в то, что российское законодательство защитит их интеллектуальную собственность. Следовательно, лицензионная американская продукция не распространяется в России, продаются лишь пиратские копии.<BR>Россия славится своими талантливыми инженерами, изобретателями, учеными. Но где российские "Майкрософты", "Сони"? Американский Microsoft, японский Sony выживут, несмотря на то что от российского пиратства они теряют деньги. А вот российским специалистам будет работать трудно, потому что иностранные компании не желают инвестировать в их проекты и, соответственно, ваши предприятия не имеют доступа к международному капиталу. Ввиду того, что инвестиций крайне недостаточно, неудивительно и то, что в России мало предпринимателей, которые занимались бы продюсированием работ режиссеров, артистов, художников и т.д. В итоге творческие и талантливые люди лишены возможности показывать свое творчество. Соответственно, у них меньше стимулов творить.<BR>Российских авторов грабят ленивые люди, которые наживаются на собственной безнаказанности. Страна нищает, если защищает только самых известных представителей культуры. В США сегодня нет ни одного писателя, которого можно было бы сравнить по уровню с Толстым, однако в стране работают тысячи писателей, которые зарабатывают миллионы долларов ежегодно, потому что умеют грамотно продать свой труд.<BR>Сегодня Россия экспортирует таланты, а импортирует культуру. В 2001 году на Московском кинофестивале не было показано ни одного российского фильма. Сегодня в российских кинотеатрах демонстрируется не более 7% отечественных фильмов. Если так будет продолжаться и дальше, Россия станет культурной колонией США и Европы. Влияние российской культуры уменьшается с каждым годом, как шагреневая кожа. К счастью, эту угрозу понимают российские власти. В 2002 году бюджет Министерства культуры увеличился на 25% по сравнению с 2001 годом и составил $350 млн.<BR>Я думаю, что если в России будет принято законодательство в области авторского права, аналогичное действующему в США, то выиграют все.<BR>Почему США сегодня экспортируют больше культуры, чем любая другая страна? Почему американское кино завладело миром? Наверное, не потому, что у американцев генетическая предрасположенность к гениальности. Просто у нас другая система защиты авторских прав. Хотя главная цель -- это общественное благо, а не обогащение авторов и издателей.<BR>Последнее громкое дело, которое я вел и выиграл, был процесс "Наследники Маргарет Митчелл против Элис Рэндалл". Я представлял интересы Элис Рэндалл, автора романа The Wind Done Gone, названного наследниками Маргарет Митчелл "посягательством" на роман "Унесенные ветром". Мне удалось доказать, со ссылкой на первую поправку к Конституции США, что роман Рэндалл как пародия имеет право на публикацию. Дело "Митчелл против Рэндалл" широко освещалось в американской прессе.<BR>В отношении нарушителей авторских прав в США применяются самые радикальные меры. Американские владельцы авторских прав даже могут получить компенсацию расходов на адвоката. Суд может постановить уничтожить фальшивые экземпляры и оборудование.<BR>Санкция на это может быть получена без предварительного уведомления нарушителя. Естественно, люди, которые не являются владельцами авторских прав, могут их использовать, но только в соответствии с законом. Законодательное исполнение -- основа избегания конфликтов между владельцами авторских прав и свободной прессой".<BR><B>Комментарии</B><BR><BR>"Закон-то есть, но его невозможно исполнить"<BR><B>Людмила Светлица, юрист, специалист</B><BR>по авторскому праву:<BR>"Закон об авторском праве есть, его лишь надо грамотно применять. Когда закон разрабатывался (а это было более 10 лет назад), то в качестве экспертов также привлекались американские юристы, поэтому мы имеем многолетнюю историю сотрудничества с американскими коллегами в области интеллектуальной собственности. В этом законе были использованы нормы англосаксонской системы права, что нехарактерно для России, где применяются в основном нормы континентального права. Сам по себе закон хороший, но другой вопрос -- его эффективное применение. На сегодня главная проблема -- невозможность исполнения судебного решения, поскольку нарушители не дожидаются прихода судебного пристава, а предпочитают скрыть имущество, ликвидировать фирму и выступать под именем другого юридического лица. Кроме того, авторы находятся в довольно трудном положении, они сталкиваются и с другой проблемой -- как доказать факт нарушения. Я считаю, что в России должна быть создана система мониторинга авторских прав, которая обеспечивала бы отслеживание фактов нарушений и тем самым способствовала формированию доказательственной базы для рассмотрения дела судом.<BR>Сегодня в России в системе правоохранительных органов действует специализированная служба, которая занимается расследованием правонарушений в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации. Могу с уверенностью сказать, что там работают грамотные специалисты. Но весь парадокс заключается в том, что зачастую, изъяв нелицензионную продукцию, сотрудники этой службы не могут найти держателей авторских прав. Кроме того, даже если правообладатель и установлен, то он не всегда хочет заявлять гражданский иск в уголовном деле и отстаивать свои интересы в суде. Так, например, в прессе и Internet периодически появляется информация об уголовных делах по обвинению в распространении контрафактных программ Microsoft, в большинстве из которых представители Microsoft в России не заявляли гражданский иск, хотя, на мой взгляд, это максимально быстрый и эффективный способ взыскания ущерба с правонарушителя. И когда Джозеф Бек говорит о том, что иностранные компании сердиты на Россию и российское Правительство за то, что в нашей стране процветает пиратство, меня удивляет следующее. Почему такие крупные корпорации, как Microsoft, IBM, гиганты кино- и музыкальной индустрии, располагая солидными финансовыми возможностями, не проведут несколько показательных слушаний в суде по защите своих прав, которые широко бы осветили СМИ? В России достаточно грамотных юристов, которые могли бы вести эти дела. Если пройдет несколько таких дел, то они покажут работоспособность российских законов. Не надо ждать каких-либо действий в этом направлении от Правительства РФ. Это дело не Правительства -- инициировать дела по защите авторских прав, а самих правообладателей".<BR><BR>Ольга Бородянская,<BR><B>консультант по вопросам</B><BR>авторских прав:<BR>"Договор между автором и издательством -- основа всех возможных дальнейших вопросов и разбирательств. В советское время такой договор был типовым, поэтому проблем практически не возникало. Сегодня у каждого издательства своя форма и содержание договора, поэтому при его заключении надо быть очень внимательным. На Западе для облегчения составления такого договора существуют институты литературных агентов. Сейчас в России такая практика также находит место. Литературный агент должен не просто и не только оговаривать условия издания книги своего автора. Он обязан следить, как эти условия выполняются обеими сторонами. Вот почему так важны тщательно предусмотренные и зафиксированные условия контракта, которые, к сожалению, сегодня в России часто нарушаются издателями". (А.Н.)