00:0017 июля 200200:00
34просмотров
00:0017 июля 2002
Стоять в пробках летом при температуре за бортом авто +30 Cш или более -- занятие не для слабонервных. Однако не меньше людей от газовых атак страдают памятники города.
<BR><BR>Стоять в пробках летом при температуре за бортом авто +30 Cш или более -- занятие не для слабонервных. Однако не меньше людей от газовых атак страдают памятники города.<BR>Экспертизы показывают, что в центре города памятники разрушаются много быстрее, чем в пригородах. В итоге при наличии столь огромного числа пробок реставрация во многом становится бессмысленной -- пока вокруг чадят машины, процесс восстановления становится сизифовым трудом.<BR>Профессор кафедры кристаллографии СПбГУ Ольга Франк-Каменецкая детально поведала "ДП", каким образом воздействуют дорожные пробки на памятники: "В центре города памятники разрушаются гораздо быстрее, чем в пригородах. Основная беда большинства городских памятников -- образование уродливой гипсовой корки на мраморе и известняке, возникновению которой способствуют соединения серы, поступающие в атмосферу в основном с выхлопными газами. Наиболее толстые гипсовые корки отмечаются на скульптурных памятниках из белого однородного карарского мрамора. На мой взгляд, самая сильная сульфатизация, приводящая к потере каменного материала, происходит на тех памятниках, форма которых способствует скоплению загрязнений и влаги. Чем сложнее форма памятника, тем он сильнее поддается разрушению. Сильно страдают от этого недуга под воздействием автомобильного чада и другие виды мрамора. Например, нами были проведены исследования рускеальского мрамора на фасаде Малого Мраморного дворца на Гагаринской улице и воротах у входа в Павловский парк. Результат тот же: сульфатизация мрамора в центре Петербурга много интенсивнее.<BR>Другая болезнь памятников -- растрескивание камня, его выкрашивание. Ею болеют даже граниты. Биологи показали, что в условиях неблагоприятной экологической обстановки на каменных памятниках Петербурга активно развиваются микроорганизмы -- бактерии, микроскопические грибы, водоросли, лишайники.<BR>Кроме того, сейчас на многие бронзовые памятники города "напали" хлориды. Эти химические соединения опасны тем, что способствуют проникновению коррозии внутрь памятника. Образование таких минералов на бронзе связывают главным образом с промышленными выбросами и действием соли, использующейся для посыпания улиц.<BR>Сейчас есть острая необходимость в проведении экологического мониторинга памятников культуры в масштабах города. Кое-что сделать удается. Так, длительное время перед нами стояла проблема объективной оценки степени разрушения памятников. Сейчас мы совместно с Военмехом разработали систему оценки состояния памятников из камня и металла -- так называемую квалиметрическую экспертизу. Данная процедура позволяет оценить текущее состояние памятника одним числом, меняющимся от 0 (полное разрушение) до 1 (идеальное состояние). При ее проведении учитывается состояние всех составных частей памятника начиная от фундамента.<BR>Мы уже создали электронный кадастр бронзовых и мраморных памятников музейных некрополей Александро-Невской лавры. В это лето мы начали проводить и квалиметрическую экспертизу. Работы эти очень трудоемки, на одном энтузиазме провести их в объеме всего города невозможно.<BR><B>Чрезвычайно важно создать электронный банк данных по состоянию всех памятников Петербурга, имеющих культурную и историческую ценность. Проект "Создание специализированной базы данных по состоянию природного камня и металла в скульптурных памятниках Петербурга", разработанный под руководством Андрея Булаха учеными СПбГУ и Музея городской скульптуры, даже удалось включить в Программу "300-летие Петербурга". К сожалению, нам сообщили, что финансирование должно быть внебюджетным, так что ищем спонсора". (А.Н.)Ваши мнения о проблеме</B><BR><B>пробок в Петербурге</B><BR><B>и предложения по решению этой проблемы присылайте редактору отдела "Мнения</B><BR>и комментарии"