00:0008 июля 200200:00
31просмотров
00:0008 июля 2002
ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" приобрело 9 автозаправочных комплексов в Петербурге, ранее принадлежавших компании "Базальт". Это первое крупное приобретение компании на городском розничном рынке нефтепродуктов. Таким образом, после 5 лет обещаний "
<BR><BR>ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" приобрело 9 автозаправочных комплексов в Петербурге, ранее принадлежавших компании "Базальт". Это первое крупное приобретение компании на городском розничном рынке нефтепродуктов. Таким образом, после 5 лет обещаний "ЛУКОЙЛ" стал наконец активно закрепляться на стратегической территории.<BR>Сумма сделки не разглашается, но, по данным специалистов, она может составить от $5 млн до $10 млн. Если контракт был заключен с учетом будущей прибыли станций, то вторая цифра наиболее объективно отражает ситуацию. В ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" подтвердили факт завершения сделки, но о подробностях предпочли не распространяться. Как сообщили в компании, общее число АЗС "ЛУКОЙЛа" в Петербурге и Ленобласти после этой сделки достигло 18. Всего с учетом этих станций на Северо-Западе РФ нефтяникам принадлежит около 40 АЗС.<BR>По данным "ДП", руководство "Базальта" готовилось продать станции в течение 2 последних лет. О том, что розничный рынок нефтепродуктов в Петербурге будет укрупняться, "ДП" заявлял неоднократно (см. "ДП" №85/99, www.dp.ru). Отсутствие у многих городских нефтетрейдеров своего бизнеса, связанного с добычей и переработкой нефти, ставило их в сильную зависимость от вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), таких, как "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК, "Славнефть" и др. Тем не менее до прошлого 2001 года петербургский рынок, не в пример другим регионам, продолжал оставаться самым конкурентным. По данным коммерческой информационно-справочной службы "Купол", в Петербурге работает около 30 компаний, которые эксплуатируют 270 АЗС. Резкие изменения произошли с приходом на рынок ОАО "НГК "Славнефть", которое начало активную политику франчайзинга. Также "Славнефть" объявила о готовящейся сделке по приобретению одной из крупнейших городских сетей АЗС (35 станций) у компании "Фаэтон". Но эта сделка так и не была доведена до конца, в этом году руководство "Фаэтона" заявило, что она заморожена.<BR>"Петербург продолжает оставаться лакомым куском для ВИНКов, -- говорила в прошлом году Светлана Снигирь, тогда еще генеральный директор коммерческой информационной службы "Купол". -- Во-первых, это второй по величине рынок в стране. Во-вторых, город интересен нефтяникам как экспортное окно. Поэтому они и пытаются активно закрепиться на Неве. Так или иначе, захват нефтяными компаниями городского рынка произойдет, поэтому на пике их интереса топливные операторы могут выгодно продать бизнес".<BR><BR><B>Тяжелая пятилетка</B><BR>Свою первую АЗС в Петербурге "ЛУКОЙЛ" открыл в 1997 году. На открытии было громко объявлено о грядущем строительстве в течение ближайших лет 18 АЗС в Петербурге и стольких же в Ленобласти. К началу 1999 года сеть компании состояла лишь из двух (!) собственных АЗС и двух на условиях франчайзинга. Вагит Алекперов, президент ОАО "НК "ЛУКОЙЛ", открыто выразил недовольство темпами развития компании в Петербурге. За год в петербургском офисе "ЛУКОЙЛа" сменилось три (!) генеральных директора. В том же 1999 году Вагит Алекперов практически "прописался" в Петербурге, регулярно проводились встречи с губернатором Петербурга Владимиром Яковлевым. Г-н Алекперов даже специально приезжал на день рождения последнего.<BR>Самым громким заявлением Вагита Алекперова были слова о том, что к концу 1999 года под цветами "ЛУКОЙЛа" на условиях франчайзинга в городе будет работать 100 автозаправочных станций (около 30% рынка). "ЛУКОЙЛ" тогда вел активные переговоры с крупнейшими городскими нефтетрейдерами -- "Петербургской топливной компаний" (ПТК) и "Балт-Трейдом" (подразделением Балтийской финансово-промышленной группы). Руководство НК заявило даже, что с "Балт-Трейдом" достигнута договоренность о создании единой управляющей компании, которая будет заниматься развитием общей сети АЗС. С ПТК удалось добиться лишь создания рабочей группы. Однако до реального партнерства с этими двумя компаниями у "ЛУКОЙЛа" так и не дошло. Стороны максимально тянули одеяло на себя -- "ЛУКОЙЛ" хотел тотального контроля над работой сети АЗС, нефтетрейдеры пеклись в основном о гарантированных поставках топлива на свои станции, так как страна стояла накануне бензинового кризиса.<BR>В июле 1999 года в центре Петербурга из гранатомета была обстреляна машина Павла Капыша, фактического хозяина Балтийской финансово-промышленной группы, который скончался от полученных ран в больнице (см. "ДП" №81/99, www.dp.ru). Официально грядущее партнерство и гибель главы БФПГ никто не связывал, но последователи Павла Капыша категорически отказались от каких-либо контактов с "ЛУКОЙЛом". В августе 2001 года от инфаркта (по официальной версии) скончался председатель совета директоров БФПГ Виталий Рюзин (фактический преемник Павла Капыша), и с той поры группа стала распадаться. Образовались две группы противостояния, которые на лето 2002 года погрязли в массе судебных разбирательств. И на рынке стали говорить о распаде некогда великой "империи" БФПГ.<BR><BR><B>Большие деньги</B><BR>Также в 1999 году "ЛУКОЙЛ" намеревался разместить в особняке Штиглица на Английской набережной свой северо-западный офис. В реконструкцию этого дворца нефтяники намеревались вложить $20 млн. Завершить работы предполагалось в 2001 году, но далее реконструкции одного фасада дело не пошло. Нефтяники обвинили чиновников в бюрократизме, после чего дальнейшая судьба этого проекта неизвестна.<BR>Крупнейшими инвестициями "ЛУКОЙЛа" в Петербург, за всю историю отношений города и компании, стал заказ (через дочернюю компанию "ЛУКОЙЛ Арктик-танкер") на строительство пяти танкеров ледового класса на ГУП "Адмиралтейские верфи" общей стоимостью $150 млн.<BR>Крупнейшими инвестициями нефтяников в Ленобласть является проект строительства терминала по перевалке нефтепродуктов.<BR>В июне этого года "ЛУКОЙЛ" объявил о покупке 100% акций ЗАО "Балтхимэкспорт", которое занималось строительством терминала по перевалке метанола, аммиака в порту Высоцк (Ленобласть). Нефтяники намерены построить здесь также терминал по перевалке темных нефтепродуктов.<BR>По словам Вагита Алекперова, стоимость проекта составляет около $150 млн. По прогнозам нефтяников, терминал будет запущен в эксплуатацию в сентябре 2003 года. Строительство терминала мощностью 10 млн т нефтепродуктов в год начнется в июне 2002 года. "Нефтепродукты с этого терминала будут поставляться в основном в США, -- заявил Вагит Алекперов. -- Там у нас своя сеть АЗС Getty Petroleum. Пока со своего НПЗ в Болгарии мы поставляем туда в месяц около 70 тыс. т нефтепродуктов, хотя реальная потребность сети -- около 4 млн т".<BR>Доставка нефтепродуктов "ЛУКОЙЛа" на терминал будет осуществляться железнодорожным транспортом.<BR><B>Справка</B><BR>Крупнейшими нефтетрейдерами Петербурга являются: "Петербургская топливная компания" (94 АЗС с учетом компаний, входящих в группу ПТК и сданных в аренду), "Фаэтон" (35 АЗС), "Несте СПб" (22 АЗС).