Своих от "прочей сволочи" отличали по цвету мундира

Форменная одежда не только обозначает профессиональную принадлежность ее носителя, но и выполняет практические функции.

<BR><BR>Форменная одежда не только обозначает профессиональную принадлежность ее носителя, но и выполняет практические функции.<BR>В Петербурге разработкой и реализацией обмундирования занимаются НПО Специальных материалов, ООО "Компания "Сплав", ЗАО НПП "АНА" (они реализуют форменную одежду под своими торговыми марками) и несколько компаний-перекупщиков.<BR>Заместитель генерального директора НИИ НПО Специальных материалов Анатолий Комяженко сообщил, что разработки НПО осуществляются либо по собственной инициативе, либо по заказу силовых министерств и ведомств. Например, комплект одежды сотрудника ДПС ГИБДД принят на снабжение постановлением Правительства РФ. "При разработке обмундирования главное -- сделать его функциональным. Спецодежда должна выполняться с учетом эксплуатационных, эргономических, гигиенических требований, а также быть надежной и долговечной", -- считает Анатолий Комяженко. В НИИ НПО есть лаборатория, аккредитованная при Госстандарте РФ, которая позволяет определить около 50 параметров материалов для формы.<BR>Разработчики НПО наиболее удачными считают куртки "Снег" со съемной подстежкой; летние костюмы "Тень" с воздухообменными, грязе- и водоотталкивающими свойствами, ветрогрязезащитные костюмы "Склон"; маскировочные костюмы "Шаман". Цвет обмундирования может быть разным, но при разработке надо стремиться к унификации, считает Анатолий Комяженко.<BR>Камуфляж "Серый подлесок", разработанный НПО, популярен у охранников. Гендиректор охранного предприятия "Витус" Станислав Богацкий выбрал эту модель еще в 1995 году. "Этот камуфляж устраивает нас по всем параметрам, но его износостойкость в последнее время снизилась", -- считает он.<BR><BR><B>Горячие точки</B><BR>"АНА" с 1992 года специализируется на экипировке силовых структур. "Специалисты компании стремятся к тому, чтобы изделия соответствовали мировым стандартам. Продукция проходит испытания на прочность, гигиеничность, устойчивость к износу", -- рассказывает специалист отдела продаж НПП Илья Зайцев. Спрос на обмундирование стабильный, его подпитывают спецоперации в горячих точках. У работы в данном секторе есть и свои минусы. По словам Ильи Зайцева, основные заказчики форменной одежды -- государственные силовые структуры, имеющие слабое финансирование. "Число частных силовых структур не так высоко, чтобы от них шел большой приток денежных средств", -- считает он.<BR><BR><B>Суды и патенты</B><BR>ООО "Компания "Сплав" специализируется на обмундировании частных охранных предприятий и служб безопасности, а также производит одежду и снаряжение для армии, МВД и охотников. Директор петербургского филиала компании Сергей Жарков рассказал, что пользуется спросом однотонная и недорогая одежда. Заказчики предпочитают стандартные цвета: черный, синий, зеленый.<BR>"Разрешительная комиссия при МВД контролирует деятельность всех охранных предприятий, и форму в том числе. Сегодня идут разговоры о введении единого обмундирования для всех охранников. Я против этого: выбор формы -- дело заказчика", -- считает Сергей Жарков. Он рассказал, что в Москве охранные компании, только открывшись, представляют в разрешительную комиссию фото сотрудников в форме, в которую они будут одеты. В Петербурге этого пока нет.<BR>За неполные 5 лет работы петербургский офис "Сплава" приобрел в качестве заказчиков порядка 400 охранных компаний и служб безопасности. В основном компания производит и продает установленные модели, которые всегда в наличии, но возможен и индивидуальный заказ. Ноу-хау компании -- запатентованный летний комплект "М-4" для охраны. По словам Сергея Жаркова, эту модель постоянно копируют, "Сплав" уже судился по этому поводу со своим конкурентом. "Правда, и к нам периодически возникают претензии. Например, "АНА" считает, что мы воспользовались ее расцветкой при разработке одной из моделей", -- говорит Сергей Жарков. По его мнению, подобные ситуации в столь узком секторе рынка неизбежны.<BR><BR><B>Пугливые клиенты</B><BR>Генеральный директор ОП "Берег" Владислав Храмов рассказал, что выделяет три разновидности обмундирования: костюм как представительская форма; офисная форма с нашивками и эмблемой предприятия на рукаве; специальная форма камуфляжного типа. "Некоторые наши заказчики против военизированного обмундирования. Считается, что это отпугивает клиентов. В таких случаях мы используем деловой костюм. Оружие располагается в кобуре под мышкой или на поясе", -- говорит Владислав Храмов. Обмундирование "Берег" заказывает у разных производителей, используются модели по желанию заказчика, за исключением формы государственного образца.<BR>Есть заказы, требующие более агрессивной формы. При сопровождении грузов, инкассации нужна не эстетика, а практичность. Охранники Сбербанка одеты в камуфляж и бронежилеты, а на ногах у них -- кроссовки.<BR>ОП "Витус", по словам его директора Станислава Богацкого, использует только камуфляж. "Если заказчик хочет, чтобы его объект охраняли в костюмах, пусть заказывает такую одежду сам", -- говорит он.<BR><BR><B>Сволочь видели издалека</B><BR>Отношение к внешнему виду обмундирования на протяжении веков менялось. Первоначальный яркий цвет российского мундира предназначался для удобства полководцев, которым приходилось с холма обозревать ситуацию на поле боя и отделять "своих кирасиров от всякой прочей сволочи". С развитием науки и техники появились средства связи, позволяющие полководцам руководить сражением не только визуально. Изобрели и новые системы оружия -- мощные, дальнобойные, многозарядные. Стало понятно: солдат в ярком мундире -- отличная мишень для противника.<BR>Заместитель генерального директора ЗАО "НПО Специальных материалов" Андрей Евдокимов рассказал: "Одним из преимуществ японцев во время войны 1904-1905 годов стали маскирующие мундиры цвета хаки. А наша армия выставляла офицеров в белых кителях на верную смерть. Это были горькие уроки". Но прикладной аспект победил, военные признали, что обмундирование должно быть прежде всего практичным. (З.Д.)