От остановки строек проиграют все, кроме пиарщиков

Необходимость общественного одобрения строительных проектов открывает новый рынок для специалистов по гуманитарным технологиям.

<BR><BR>Необходимость общественного одобрения строительных проектов открывает новый рынок для специалистов по гуманитарным технологиям.<BR>Учитывая строительный бум и резкое сокращение свободных мест под строительство в городской черте, этот рынок будет только расти.<BR>Для примера можно взять муниципальное образование "Сампсониевское" в Выборгском районе, где активно ведется строительство. На его территории проживают около 22.000 человек, обладающих избирательным правом. Считается, что в избирательную кампанию для победы необходимо затратить около $1 на избирателя. Далее следует ввести корректирующий коэффициент -- в отличие от выборов, нет необходимости бороться с конкурентами. Таким образом, расходы на одного жителя можно оценить в $0,5. Получается, что положительное отношение жителей одного муниципального образования будет обходиться строителям в сумму около $10.000. Таким образом, покупатель жилья в 100-квартирном доме заплатит за лояльность соседей около $100, или 0,5% от цены однокомнатной квартиры. В целом рынок подобных PR-услуг можно оценить в сумму от $0,5 до $1 млн.<BR>Вопросы участия населения в градостроительных решениях законодательно предусмотрены во многих странах. Принципиальным моментом является обязанность инвестора проинформировать население о целях и сути проекта, подготовить общественное мнение.<BR>Согласование проектов с населением имеет ряд аспектов. Оно должно учитывать интересы трех сторон -- инвестора, желающего построить объект в том или ином месте, жителей, желающих, чтобы среда их обитания не ухудшилась, а стоимость недвижимости в результате градостроительного преобразования не снизилась, и, наконец, властей.<BR>Власть находится в достаточно сложном положении: с одной стороны, она заинтересована в привлечении инвестиций и развитии городской инфраструктуры, с другой -- при появлении конфликтных ситуаций жители города могут их ей "припомнить", когда наступят очередные выборы.<BR>Первые массовые акции протеста родились в Петербурге еще на заре демократии. Все помнят пикеты людей, протестующих против сноса здания гостиницы "Англетер". Из-за общественного протеста не был реализован проект строительства Диснейленда в Лисьем Носу, были заморожены проекты строительства дамбы в Финском заливе, станции метро "Адмиралтейская", нового автовокзала у станции метро "Звездная".<BR>В 1999 году был зарублен проект МЧИП "Ковчег" по строительству в Парке Победы торгового комплекса. Комитет в защиту Парка Победы протестовал против стройки в парке, где похоронены жертвы блокады. Руководство "Ковчега" тогда заявляло, что комитет попросту спекулирует на порядочности горожан. "Истинные цели, которые они преследуют, совсем иные", -- уверяли в "Ковчеге".<BR>Конфликты чаще всего возникают по инициативе одного или нескольких лиц, которыми движут либо опасения по поводу вредности проекта, как в случае с дамбой и "Адмиралтейской", либо политические, а порой и корыстные интересы, связанные с конкурентной борьбой. Но чаще всего конфликты, возникающие в сфере недвижимости, инициированы стихийно возникающим недовольством жильцов, проживающих по соседству. Глашатаями протеста становится группа социально активных граждан, умеющих поднять волну народного гнева.<BR>Особенно острые конфликты в городе стали возникать пару лет назад -- с приходом строительного бума. Проблемы с соседями возникают не только у застройщиков в центре города. Компании, строящие дома в "спальных" районах, также периодически жалуются на то, что им приходится усмирять людские страсти.<BR>"Сколько лет работаем -- не припомню ни одного объекта, где бы не возникали какие-то трения с населением, -- рассказывает сотрудник АОЗТ "Трест-47". -- Я понимаю, часто стройка по соседству вызывает неудобства -- шум мешает людям. Если ситуация приобретает остроконфликтный характер, мы идем навстречу -- отказываемся от ночных смен, наверстываем за счет работы в выходные.<BR>Но ведь часто бывает, что людьми движет обычная зависть. Часто бывает, что и просто какая-то озлобленность людьми движет: то экскаватор сожгут, то бульдозер, то стекла побьют".