Национальные интересы каждый понимает по-своему

Национальные интересы должны быть на первом месте, даже когда речь идет о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО). С этим согласились все участники круглого стола "Всемирная торговая организация и страны СНГ: состояние и перспективы регионально

<BR><BR>Национальные интересы должны быть на первом месте, даже когда речь идет о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО). С этим согласились все участники круглого стола "Всемирная торговая организация и страны СНГ: состояние и перспективы регионального сотрудничества".<BR>Круглый стол, посвященный перспективам вступления России в ВТО, состоялся 20 июня на VI Петербургском экономическом форуме. Популярность круглого стола была столь велика, что справочные материалы окончились еще за 10 минут до начала заседания. Огромный зал был переполнен. Несмотря на то что вывод о приоритете национальных интересов не оспаривался, аргументы участников круглого стола были разными, а иногда и взаимоисключающими.<BR><BR><B>С волками жить</B><BR>Правительство РФ не провело никакого анализа возможных последствий присоединения России к ВТО и не представляет, что произойдет в реальном секторе экономики. В этом уверен первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев. "Например, требование стран -- членов ВТО лишить экономику России государственной поддержки означает фактически ликвидацию 10-15% российских предприятий разных форм собственности, -- говорит он. -- Следовательно, рабочих мест лишатся около 1,5-2 млн человек".<BR>Представить, что ждет Россию, можно на примере стран СНГ, которые уже вступили в ВТО: Грузии, Киргизии, Молдавии. "Условия их присоединения направлены на то, чтобы максимально подавить реальный сектор экономики в этих странах", -- уверен Владимир Гусев. Однако, несмотря на столь печальную перспективу, перед заместителем председателя Комитета СФ не стоит вопрос, вступать или не вступать в ВТО. "Вступать надо, потому что основными нашими экономическими партнерами выступают не страны СНГ, а такие члены ВТО, как ЕС, страны Восточной Европы, США, Япония, Швейцария и Турция, -- подытожил свое выступление Владимир Гусев. -- Только переговоры о вступлении Россия не должна проводить на коленях".<BR>Первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ Иван Матеров не склонен демонизировать ВТО. "Обсуждение вступления в эту организацию напоминает обсуждение так называемой "Проблемы 2000 года". Тогда пытались просчитывать возможные последствия, открыли даже несколько кредитных линий для закупки компьютеров, где "Проблема-2000" была решена, -- вспоминает он. -- Однако, когда наступил Новый год, ничего не произошло. Думаю, что с ВТО будет то же самое. Отдельные производители пострадают, но для обывателя последствия будут практически незаметны". По мнению Ивана Матерова, не следует также ожидать экспансии мировых производителей. "Никакой иностранный производитель к нам не полезет до тех пор, пока не удостоверится в том, что его товар будет продан в России, пока в стране не будет сформирован платежеспособный спрос".<BR>Несмотря на свой умиротворяющий тон, первый замминистра экономического развития и торговли не скрывает, что вступление в ВТО ставит перед Россией ряд проблем, требующих безотлагательного решения. "Хотя в целом российское законодательство соответствует базовым нормам ВТО, остаются неурегулированными таможенное законодательство, вопросы стандартизации и сертификации и отдельные элементы регулирования внешнеэкономической деятельности, -- рассказывает Иван Матеров. -- Другая проблема касается требований, которые предъявляют России ряд стран -- членов организации. Эти требования сформулированы на грани норм ВТО, например, требование повысить внутренние цены на энергоносители".<BR>Некоторые партнеры по СНГ, по мнению Ивана Матерова, ведут себя не по-партнерски, например Грузия (член ВТО) и Украина, подобно России, активно готовящаяся к вступлению. "Эти страны пытаются решить сугубо двусторонние проблемы через ВТО. Переход к таким методам может быть чреват развалом двусторонних преференциальных договоренностей", -- строго заметил первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ.<BR><BR>А оно нам надо?<BR>Категорически против вступления России в ВТО на данном этапе выступает депутат Государственной думы Оксана Дмитриева. Для защиты национальных интересов следует не вступать в ВТО, а добиться сначала стабильного экономического роста и конкурентоспособности российской промышленности, считает она.<BR>"Сейчас 56% экспорта составляют нефть и газ. Их поставщики не испытывают никаких затруднений при доступе на зарубежные рынки и во вступлении России в ВТО не нуждаются, -- рассуждает Оксана Дмитриева. -- Примерно 15% экспорта составляют металлы. С антидемпинговыми процедурами столкнулись лишь экспортеры стали. Условия же доступа на западные рынки черных металлов не поменяются от того, вступит Россия в ВТО или нет. Около 10% российского экспорта составляют машины и оборудование. Это вооружения, торговля которыми не имеет никакого отношения к правилам ВТО. В защите нуждается лишь 3-4% российского экспорта, но это не тот объем, из-за которого стоит вступать в ВТО. Кроме того, у России нет переговорной позиции, нет и понимания того, что именно мы хотим продвигать на западные рынки".<BR>Оксана Дмитриева убеждена, что России следует обратиться к опыту новых членов ВТО, например Китая, который не спешил с присоединением к организации. "Никто не ставит телегу впереди лошади. Сначала конкурентоспособность промышленности и экономический рост, а потом вступление в ВТО. Преждевременная либерализация никогда прежде ни одной стране не шла на пользу. Яркий пример -- Польша. Экономические реформы там шли лучше, чем в России, однако после вступления в ВТО темпы роста снизились с 7 до 1,5%, а безработица возросла до 18%", -- убеждена Оксана Дмитриева.<BR>