Лето 2002: горячая пора для бензина и пива

Рост цен на нефтепродукты в Петербурге, начавшийся в апреле 2002 года, создал угрозу дефицита на розничном рынке топлива. Цена литра бензина Аи-95Е вплотную приблизилась к цене бутылки пива.

<BR><BR>Рост цен на нефтепродукты в Петербурге, начавшийся в апреле 2002 года, создал угрозу дефицита на розничном рынке топлива. Цена литра бензина Аи-95Е вплотную приблизилась к цене бутылки пива.<BR>Это на руку "жадным" игрокам рынка, однако Правительство РФ и антимонопольные территориальные органы не намерены выпустить ситуацию из-под контроля.<BR><BR><B>Тихой сапой</B><BR>Весь 2001 год и начало текущего года нефтетрейдеры себя во всем ограничивали и держали непривычно низкие для российского рынка цены. Дело не в приступе филантропии -- просто неблагоприятная конъюнктура внешнего рынка и сокращение экспорта нефти по соглашению с ОПЕК на 150 тысяч баррелей в сутки привели к насыщению нефтепродуктами российского рынка.<BR>Только в апреле ситуация изменилась в их пользу, и цены на топливо пошли вверх.<BR>Причины тому: вернувшаяся привлекательность экспортных поставок и традиционная сезонность, когда нефтяные компании по окончании отопительного сезона вынуждены пускать нефть в более глубокую переработку, что повышает стоимость конечного продукта. К тому же ряд НПЗ встал на плановый ремонт.<BR><BR><B>Петербургская особенность</B><BR>Месячная емкость петербургского розничного рынка составляет 100 тысяч тонн топлива, оптового -- 160 тысяч тонн.<BR>Сегодня практически вся розничная торговля в городе идет с колес, и новые запасы нефтепродуктов не создаются. По данным Госкомстата, уровень запасов бензина (в днях торговли) по городу с 26 мая по 2 июня сократился в рознице с 5 до 4 дней (в области без изменения), по опту -- с 15 до 8 дней.<BR>"С начала апреля до середины июня цена на 92-й бензин ООО "ПО Киришинефтеоргсинтез" выросла с 8,8-9,2 тысячи рублей за тонну до 11,5 тысячи рублей, -- делится Олег Ашихмин, председатель совета НП "Нефтяной клуб СПб". -- Киришский НПЗ отправляет на экспорт до 70% от объема производства, и его цены более высокие, чем на других НПЗ. Тем не менее поступающее в регион топливо с других российских НПЗ практически догнало по цене нефтепродукты из Киришей".<BR>Рост оптовых цен на 30-40% потянул за собой рост в рознице -- до 10% (см. табл.).<BR>В Москве рост цен на бензин более динамичен: сказываются меньшие запасы топлива, скопившиеся там за предыдущее время.<BR><BR><B>Избыток за кордон</B><BR>В России в 2002 году, по прогнозам, будет добыто 352 млн тонн нефти (второе место в мире после Саудовской Аравии), что на 4 млн тонн больше, чем в прошлом году.<BR>Весь прирост нынешнего года, скорее всего, пойдет на экспорт, потому что на внутреннем рынке увеличения спроса на сырую нефть не предвидится. В 2001 году из 348 млн тонн нефти на экспорт было отправлено 161 млн тонн, а на внутренний рынок -- 187 млн тонн.<BR>Увеличить объемы добычи "черного золота" запланировали практически все российские нефтяные компании (НК). Например, "ЛУКОЙЛ" собирается в 2002 году добыть 80 млн тонн (рост по отношению к прошлому году -- 2,5%), "ЮКОС" -- 70 млн тонн (15%), а "Сургутнефтегаз" -- 47 млн тонн (7%).<BR>"Если российские нефтяные компании увлекутся экспортом, внутренний рынок обвалится, -- уверен Сергей Борисов, президент Российского топливного союза (РТС). -- Для России потолок -- 10-10,5 рубля за литр. Если эта цена будет превышена, резко сократится спрос на бензин, в первую очередь со стороны частников".<BR>РТС намерен не допустить обвала внутреннего рынка. Руководство союза обещает встретиться с нефтяниками и договориться о разумном компромиссе.<BR>Касаясь вопроса о ситуации на бензиновом рынке, министр энергетики РФ Игорь Юсуфов в начале июня отметил, что говорить о бензиновом кризисе нецелесообразно, так как колебания цен носят сезонный характер, и пригрозил: "Правительство РФ отслеживает ситуацию, с тем чтобы не допустить картельных соглашений между производителями бензина".<BR>Падение спроса на топливо -- самый очевидный итог роста цен. Другое следствие -- постепенное увеличение цен на все категории товаров из-за роста транспортной составляющей.<BR><BR><B>Московская подстраховка</B><BR>Российское Правительство решило заранее "подстраховаться" и в расчете на усиливающийся экспорт нефти увеличило экспортные пошлины на сырую нефть более чем в 2 раза -- с $9,2 до $20,7 за тонну. Однако нефтяники к повышению приготовились заранее -- цены на бензин уже подскочили. Например, за литр самой ходовой марки -- АИ-92 уже просят более 9 рублей.<BR>Несмотря на то что экспорт нефти станет более затратным, НК его не сократят. Эффективность экспорта на 30% выше, чем поставки на внутренний рынок, а свои потери нефтяники попытаются компенсировать повышением внутренних цен.<BR>Тем временем в Госдуме РФ обсуждается проект новой схемы финансирования транспортно-дорожного комплекса, предусматривающий рост акцизов на нефтепродукты на 45%, что приведет к увеличению розничных цен на моторное топливо на 10-18%.<BR>Кроме того, думцы обсуждают введение лицензирования для оптовых продавцов бензина, что тоже окажет влияние на увеличение розничной цены топлива.<BR><BR><B>Нефтяной накал</B><BR>Военные действия на Ближнем Востоке заставляют нефтяных аналитиков спешно повышать свои ценовые прогнозы на текущий год. По их мнению, арабо-израильский конфликт и угрозы США в отношении Ирака способны привести к еще большему росту цен на нефть и нефтепродукты.<BR>Рост цен -- выше $26 за баррель -- предсказывает итальянская консалтинговая компания RIE (данные на весну 2002 года). Итальянские эксперты считают, что дефицит транспортных мощностей приведет к сокращению поставок сырья, особенно в США, на фоне увеличения спроса на моторное топливо. По их мнению, нехватка предложения составит от 0,8-1 млн баррелей в сутки.<BR>Аналитики признают необходимость увеличения нефтедобычи во II квартале 2002 года. Даже если страны ОПЕК примут решение о повышении производства сырья, цены на нефть, согласно прогнозам, резко повысятся во второй половине года.<BR>Лондонский Центр изучения мировой энергетики (CGES) считает, что средняя котировка Brent может превысить $30 за баррель в IV квартале, если добыча нефти не вырастет на 1 млн баррель в сутки начиная с июня. По данным Международной энергетической ассоциации (IEA), мировое производство нефти в мае 2002 года выросло по сравнению с апрелем на 840 тысяч баррелей и составило 75,6 млн баррелей в день.