00:0014 июня 200200:00
17просмотров
00:0014 июня 2002
В течение лета в республике будет сформирована и утверждена программа "Электронная Республика Коми".
<BR><BR>В течение лета в республике будет сформирована и утверждена программа "Электронная Республика Коми".<BR>Как пояснили в Центре автоматизированных систем Республики Коми (РК), основными в программе станут три направления: правительство-бизнес, правительство-граждане и правительство-правительство. Программа должна получить одобрение Госсовета РК и частичное финансирование из республиканского бюджета 2003 года. Основная часть средств на ее реализацию должна поступить по федеральной целевой программе "Электронная Россия 2002- 2010 гг.". Так же, как федеральный аналог, республиканская программа предполагает создание адекватной инстуционально-правовой среды и развитие инфраструктуры публичных сетей доступа к правовой информации. Пока распространением правовой информации для всех слоев населения РК занимаются региональные представители крупнейших справочно-правовых систем (СПС) России.<BR>Рынок СПС Республики Коми представлен тремя продуктами: "КонсультантПлюс" (ООО "КонсультантПлюс Коми"), "ГАРАНТ" (ООО "Компания Гарант") и "Кодекс" ("Центр КОДЕКС в РК"). Наиболее устойчивые позиции сегодня занимает "КонсультантПлюс", работающий на рынке РК уже 10 лет. В течение ближайших 1,5 месяца компания намерена установить свою 5-тысячную систему в РК.<BR><B>Другой альтернативы нет</B><BR>"КонсультантПлюсКоми" считается лучшим региональным центром в рамках корпоративной сети "Консультанта". Центр в Сыктывкаре открылся одним из первых в стране -- доля распространения "Консультанта" в Коми в среднем выше, чем в других регионах России. Системами "Консультанта" пользуются 1,5 тыс. предприятий РК. Последние 5 лет РИЦ "Консультант" в РК удваивал число новых клиентов, а последние 3 года удваивал и число продаж своих систем. "Рынок правовых услуг -- не рынок кока-колы, -- говорит директор "КонсультантПлюсКоми" Владимир Ермолин. -- Нашими услугами пользуются профессионалы, а их число не безгранично. Первым пользователем нашей системы почти 10 лет назад стал мэр Сыктывкара, с тех пор мы обеспечиваем полный объем информации практически всем органам власти РК. Сейчас как с республиканскими, так и с муниципальными органами власти РК заключено уже более 50 договоров".<BR>Владимир Ермолин считает, что о насыщении рынка СПС-услуг в РК говорить еще рано: "В последнее время у нас абсолютно стабильный прирост, на ближайшие 3 года нам есть куда расширяться. Темпы, безусловно, снизятся, но на 30% прироста в год можно рассчитывать".<BR><BR><B>Ставка на малых</B><BR>Одна из наиболее привлекательных групп потребителей для СПС -- малые предприниматели. В Коми второй год работает беспрецедентная для РФ по масштабам сеть информационно-маркетиговых центров предпринимательства (ИМЦП). При ее создании была поставлена стратегическая цель -- уравнять в доступе к информации всех предпринимателей РК, в первую очередь малых, работающих в районах республики. Каждый пятый, работающий в РК, занят в малом бизнесе -- всего более 92 тыс. человек. Для них на базе городских и районных библиотек был открыт в общей сложности 21 центр -- по числу муниципальных образований РК, объединенных в единую сеть. Сеть была создана на средства из бюджета РК по республиканской программе развития и поддержки предпринимательства. Одновременно с подключением к сети каждый центр на бесконкурсной основе получил комплект систем "КонсультантПлюс".<BR>Специалист головного ИМЦП Сергей Изъюров говорит, что "малые" просто вынуждены обращаться к СПС: "В последнее время участились судебные процессы по нарушению прав потребителей. В силу собственной некомпетентности, как правило, предприниматели такие дела проигрывают. Оперативный доступ к СПС в состоянии решить большинство подобных проблем еще на стадии их возникновения. Кроме того, налоговая система, законодательная база по малому бизнесу меняются в последнее время очень динамично и не дают "малым" жить спокойно".<BR><BR><B>Рынок предпочтений</B><BR>Активно работающий региональный представитель СПС "Кодекс" в Коми так и не появился, но в 2000 году в республику пришел НПП "Гарант-Сервис" (Москва). В феврале этого года в Сыктывкаре появился региональный партнер "Гаранта" -- ООО "Компания Гарант", руководство которым, как и другими региональными партнерами "Гаранта" по Северо-Западу, осуществляет ООО "Гарант Интернэшнл" (Санкт-Петербург). Как считает генеральный директор ООО "Компания Гарант" Ольга Котова, доля клиентов "Консультанта" сегодня в целом выше по России за счет его более активной и ранее начатой работы в регионах, таких как Коми. "В отсутствие конкурентов "Консультант" стал в Коми монополистом: он занимает 80% рынка республики, 10% сейчас принадлежит "Гаранту", остальные 10% занимают другие СПС, представленные в РК".<BR>Принципиальный недостаток для большинства потенциальных клиентов "Гаранта" -- отсутствие региональной базы, к созданию которой компания только приступила. Как считает Ольга Котова, в этом вопросе "Гарант" не сошелся во взглядах с прежним руководством РК: "Наши запросы для подписания договоров об информационном обслуживании попросту игнорировались администрацией главы РК. Открытым текстом говорилось, что она уже работает с "Консультантом".<BR>Ольга Котова, 2 года назад перебравшаяся из Петербурга в Сыктывкар, говорит, что РК -- "по-настоящему социалистическая республика". Ставшие нормой в Петербурге и Москве методы вхождения на рынок в Сыктывкаре абсолютно не работают.<BR>К примеру, возможности обычной презентационной практики -- участие в семинарах и выставках -- не выдерживают никакой критики. За 2 года "Гаранту" удалось принять участие только в двух более-менее специализированных выставках. "По этому пути в РК идти невозможно, -- говорит Ольга Котова, -- придется проводить собственные выставки или семинары. Должно же появиться хотя бы представление о здоровой конкуренции".<BR>