По стратегии плачут решения

На словах необходимость внедрения стратегического управления понимают все руководители.

<BR><BR>На словах необходимость внедрения стратегического управления понимают все руководители.<BR><BR>Об этом говорили на семинаре "Разработка стратегии развития компании", организованном Центром управленческого консультирования "Решение". Однако практика показывает возникающие непонимание и сложности.<BR>"Бывают ситуации, когда руководство предприятия просто не знает, чем оно конкретно занимается. Для избежания подобных проблем нужно исследовать перспективы прошлого производства, а если их нет, то искать новые. Стратегический подход должен быть обязательно, без него невозможно достичь цели", -- считает Михаил Кислицкий, начальник отдела маркетинга КБ "Арсенал".<BR><BR><B>Проблемы практики</B><BR>"Ситуация, когда руководство не осознает свою стратегию, типична для тех предприятий, которые недавно приватизированы. Для новых это исключение, -- говорит Анатолий Артемьев, заместитель генерального директора компании "Аконит", -- возможно, подобная ситуация станет типичной и для унитарных предприятий, так как многие из них перейдут в частные руки, и таких предприятий в городе много. Если собственник -- государство, то менеджмент решает все сам, в частном же секторе собственникам приходится отдавать управление приглашенным менеджерам, этот процесс будет идти в любом случае. В каждом случае нужно смотреть по-разному, где-то что-то менять, кого-то приглашать".<BR>Татьяна Лебедева, бывший финансовый директор компании "Мытищинская теплосеть", делится проблемами: "Миссия у нашего предприятия -- "тепло людям". При разработке стратегии на нашем предприятии мы столкнулись со сложностями, когда одна часть разрабатывается одним звеном, другая -- другим, люди -- непрофессионалы, в результате возникает масса проблем при ее реализации.<BR>Есть сложность с унитарной системой предприятия, но, даже учитывая то хорошее, что у нас есть, все же нет желаемого результата эффективности. Это плохо, так как основная часть работников малоквалифицированна, работают спустя рукава, поэтому руководитель должен считаться с такой организацией".<BR><BR><B>Ступеньки к успеху</B><BR>Андрей Бурмистров, заместитель директора по научно-исследовательской работе ЗАО "Решение", считает, что процесс формирования стратегии компании проходит в несколько стадий: "На первом этапе формулируется миссия компании, то, что организация несет обществу.<BR>Далее проводится анализ внешней и внутренней среды с целью выявления сильных и слабых сторон компании, а также перспектив развития и возможных угроз со стороны внешней среды.<BR>Затем определяют стратегические цели компании, то, какой должна стать компания по прошествии нескольких лет. Каждая компания имеет целый ряд взаимосвязанных целей: рыночных, производственных, организационных, финансовых. Обычно стратегические цели устанавливаются на 3-5 лет. При этом нельзя забывать, что они должны быть достижимыми, согласованными (с миссией компании, между собой, с теми, кому предстоит их выполнять), измеримыми (с целью контроля их достижения) и увязанными во времени.<BR>На этапе разработки стратегий формулируются направления развития компании. Стратегия организации является переходным звеном между миссией и конкретным планом и отличается от миссии тем, что ориентирована на достижение конкретных целей. Формирование стратегического плана подразумевает определение ресурсов, необходимых для реализации стратегических мероприятий".<BR><BR><B>Внедрение</B><BR>Для успеха стратегии необходимо основывать ее на устойчивых конкурентных преимуществах -- тех выгодных отличиях, которые не могут в ближайшее время быть достигнуты конкурентами.<BR>Применение отдельных элементов стратегического управления дает определенную пользу, но не позволяет использовать весь потенциал каждого конкретного метода. Для успешной работы компании в современных условиях необходимо не изолированное, а комплексное применение элементов стратегического управления, то есть создание системы стратегического управления.<BR>"Менеджмент имеет тенденцию к расслаблению, если все идет хорошо. Стратегия зависит от личных характеристик людей, фактора системной организации и характеристики ситуации, поэтому решения принимаются исходя из анализа этих трех фигур. Стратегия должна учитывать интересы всех наиболее влиятельных групп, иначе предприятие развиваться не будет.<BR>С точки зрения системного подхода цели стратегического управления должны быть поставлены до начала действий. Находясь среди кипучей деятельности, понять, зачем эта деятельность нужна, достаточно сложно. Сейчас собственники понимают, что необходимо привлекать квалифицированных менеджеров к управлению предприятием", -- считает Александр Батушанский, генеральный директор Центра управленческого консультирования "Решение".<BR>Возникновение большинства проблем при внедрении системы стратегического управления обусловлено недостаточным вниманием к необходимости проведения организационных изменений, участия ключевых сотрудников в разработке и информирования персонала о стратегии организации.<BR>Многие работающие в бизнесе соглашаются с необходимостью "правильного" управления: формулировки миссии компании, постановки стратегических целей и разработки планов для их достижения. Но редко применяют его методы на практике.<BR><BR><B>Управлять, чтобы жить</B><BR>Термин "стратегическое управление" был введен в 60-70 годах ХХ века для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне руководителей подразделений и управлением, осуществляемым на уровне высшего руководства. В отличие от оперативного управления, оно призвано обеспечить выживание организации и достижение ее целей в долгосрочной перспективе. Стратегическое управление основывается на постулате о том, что будущее слабо зависит от прошлого и направлено на обеспечение развития потенциала компании.<BR>"Стратегия, безусловно, нужна, потому что она помогает сконцентрироваться на цели и ограничивает пути ее достижения. Однако стратегия не должна ограничивать инициативу сотрудников, так как это может привести к тому, что стратегия станет помехой для достижения цели.<BR>На формирование стратегии влияет структура собственности, -- считает Сергей Осутин, генеральный директор ЗАО "Фирма "О.С.В.". -- Для частных и государственных предприятий ситуация различна. Для частных предприятий характерны предпочтения собственников, и их жизненная позиция определяет стратегию".<BR> (В.С.)