00:0031 мая 200200:00
72просмотров
00:0031 мая 2002
Не везде сексуальная революция проходила гладко. Преуспевали театры, где торжествовали рыночные отношения и за участие в слишком откровенных сценах приплачивали.
<BR><BR>Не везде сексуальная революция проходила гладко. Преуспевали театры, где торжествовали рыночные отношения и за участие в слишком откровенных сценах приплачивали.<BR>Действительно, грех не приплачивать артистке, которая, лязгая зубами от холода, стаскивала с себя платьишко, выставляя на всеобщее обозрение худенькое тельце, вид коего рождал не столько сексуальные вожделения, сколько сострадание! Достойна материального вознаграждения и симуляция постельных сцен, тем паче что доставались они, как правило, артистам, которые друг друга терпеть не могли. Так что перевоплощение от них требовалось максимальное.<BR>В Мариинском театре попервости даже забастовки случались. Помнится, миманс, занятый в опере Прокофьева "Огненный ангел", должен был в финальной сцене в экстазе срывать с себя одежды. Однако девушки неохотно шли на "обнаженку", призывая на помощь КЗОТ и профсоюз.<BR><BR><B>Ромео возвращается</B><BR><B>к Джульетте</B><BR>Впрочем, продлился этап первоначальной сексуализации отечественной сцены недолго. Вскоре театр пресытился любовными сценами между разнополыми героями (вроде Ромео и Джульетты) и заинтересовался сексуальным экстримом. На сцену вышел Роман Виктюк с вариациями на тему половых аномалий. Надо признаться, что мировая классическая драматургия не была готова к такому повороту событий. Здесь доминировали совершенно иные установки. Никто не знает, чем бы обернулась история вражды кланов Монтекки и Капулетти, если бы Ромео предпочел Джульетте друга Меркуцио. Поэтому специалистам в области неформальных отношений пришлось довольствоваться второсортной западной театральной литературой или отечественным "новоделом". Зрители терпели недолго. Несмотря на здоровый интерес к эросу в искусстве, они вернулись в лоно традиционного театра. Предпочитая академический вариант "Дамы с камелиями".<BR>Эта пьеса Дюма-сына, рассказывающая о блеске и нищете парижских куртизанок, на протяжении чуть не 10 сезонов "кормила" Театр имени Комиссаржевской. Зрители слетались на это название, как мотыльки на огонь. И до сих пор летят. Загадка этого магнетизма разрешается просто: "запретный плод" упакован в добропорядочную и роскошную оболочку. Одни костюмы Аллы Коженковой чего стоят!<BR>Зрителям хочется праздника. Пусть театр слегка пощекочет их нервы, но не слишком. А главное -- пусть ласкает слух и зрение. Установка эта достаточно устойчива, как устойчив и "ограниченный контингент" публики. В театр ведь не ходят случайные люди. Аудитория здесь традиционная и нуждается не столько в просвещении, сколько в "культуре и отдыхе". И досуг в обществе Маргариты Готье может быть в известном смысле приравнен к отдыху на юге Франции, в то время как вечер в компании обитателей социально-сексуального дна больше похож на поездку в "несезон" дикарем на Черноморское побережье.<BR>Учитывая эти пристрастия, Комиссаржевка из последних сил берегла в репертуаре "Даму с камелиями". Та тем временем ветшала. Менялись исполнители главных ролей. Татьяна Кузнецова продолжала играть знаменитую путану, но перешла на службу в Александринский театр. К концу сезона замена шлягеру была найдена. Состоялась премьера спектакля "Sex Comedy в летнюю ночь" по сценарию Вуди Аллена.<BR><BR><B>Под музыку Мендельсона</B><BR>Знаменитый голливудский возмутитель спокойствия известен не только скандальными приключениями (вплоть до романа с приемной дочерью). В этом году его чествовали как классика американского кино, автора фильма "Конец Голливуда". В этом походе против собой же провозглашенных ценностей -- весь Вуди Аллен. Он непредсказуем и в добродетели, и в пороке. Наверное, тем и привлек режиссера Валерия Гришко, который давно присмотрел сценарий фильма двадцатилетней давности, сам перевел пьесу Юнгена Фишера, написанную по его мотивам, и приспособил к условиям петербургской сцены.<BR>В спектакле заняты самые импозантные артисты-комиссаржевцы и самые очаровательные актрисы. Действие происходит в начале прошлого века, посему есть возможность блеснуть и художнику по костюмам (Александр Горенштейн и Ника Велегжанинова). Женские туалеты начала эпохи эмансипации хороши тем, что еще скрывают кое-какие прелести, не выставляя все напоказ.<BR>Самая эмансипированная из героинь -- медсестра Далси в исполнении Евгении Игумновой -- имеет самый шумный успех. Уже первая ее реплика "Я отдалась ему в кресле-качалке" тонет в аплодисментах. Милая раскованная девушка, разговаривающая нежным голоском с интонациями Ренаты Литвиновой, откровенна в словах, а не в действиях. Что находится в полном соответствии с замыслом режиссера. Ему мало настроить зал на эротическое шоу. Он стремится выявить классические мотивы Sex Comedy -- вариации на темы Шекспира и Чехова.<BR>Впрочем, если публика не прочтет параллелей со "Сном в летнюю ночь" (хотя в этом помогает даже музыка Феликса Мендельсона) и с чеховским "Дядей Ваней", то удовольствие все равно получит. Ключевое слово в названии, пожалуй, не секс, а комедия. В тексте немало остроумных реплик. Да и персонаж, названный в программке Лесным духом (Артур Мкртчян), представляющий всевидящее око природы, позабавит публику своим немым участием в судьбах цивилизованных людей.<BR>Что до секса, то здесь авторы спектакля больше взывают к воображению публики, чем к другим органам чувств. Еще пушкинский Дон Гуан говорил, что ему достаточно увидеть узенькую пятку -- фантазия дорисует остальное. Так и здесь. Как ни пытаются персонажи быть современными, как ни декларируют свободу сексуальных отношений, но счастье обретают в браке. Даже чуть было не расставшиеся главные герои Эндрю (Евгений Иванов) и Адриана (Елена Симонова), чье супружество дало трещину, к финалу вновь обретают друг друга. Добавим: не без помощи не по годам мудрой медсестры, научившей их не только кое-каким премудростям секса, но и умению высекать счастье из каждой минуты существования. Таким образом, в новом спектакле и волки сыты, и овцы целы. Остается только подивиться репертуарной изобретательности театра, программно тяготеющего к традициям парижского бульвара.