00:0027 мая 200200:00
17просмотров
00:0027 мая 2002
Грамотный и сильный личный менеджмент определяет успешность музеев Ленобласти. Чтобы "музейный продукт" был востребован и хорошо продавался, его директор должен руководствоваться несколько перефразированным заявлением Людовика XIV: "Музей -- это я".
<BR><BR>Грамотный и сильный личный менеджмент определяет успешность музеев Ленобласти. Чтобы "музейный продукт" был востребован и хорошо продавался, его директор должен руководствоваться несколько перефразированным заявлением Людовика XIV: "Музей -- это я".<BR>Тех руководителей, кто действительно отождествляет себя и музей, можно пересчитать по пальцам. Крупные и активно посещаемые туристами Царское Село и Петергоф, по мнению музейщиков, обязаны своей популярностью руководителям, являющимся еще и отличными менеджерами. Будучи такими же бюджетными организациями, как музеи-заповедники "Гатчина" и "Ораниенбаум", они уже давно стали успешными и процветающими. "Любая бюджетная организация может повысить или понизить свой бюджет лоббированием или антилоббированием своих интересов. Конечно, очень важны отношения с властями, городской администрацией. Но и необходимо внедрять тактику "малых дел", делать так, чтобы о малейших переменах в музее общественность и пресса были осведомлены. Тогда возможно формирование положительного отношения и позитивное восприятие музея и его деятельности", -- считает Александр Бухарев, заместитель директора по общим вопросам и экономическому развитию Государственного музея-заповедника "Гатчина".<BR><BR><B>Палка о двух концах</B><BR>Изначально руководитель музея получает карт-бланш. Дело за умением воспользоваться благоприятной ситуацией. Большинство музеев Ленобласти не используют своих возможностей в полной мере. Годовая посещаемость их варьируется в пределах 50-70 тысяч посетителей. А годовой "заработок" не превышает 2-3 млн рублей. Причем основной доход поступает в наиболее посещаемые "туристические" летне-осенние месяцы. Дожди и заморозки приносят падение посещаемости на 70-80%. Дело не только в плохой погоде. В Ораниенбаум, например, с октября по май ехать довольно бессмысленно, поскольку две "главные" достопримечательности -- Катальная горка и Китайский дворец попросту закрыты. Принятие решения исходило из благородных побуждений максимальной сохранности исторических "внутренностей". Ограничения на вход в эти дворцы существуют и летом, при дождливой погоде и влажности воздуха более 90%.<BR>Стремление к сохранению подлинных интерьеров и, следовательно, оттягивание реставрационных работ влечет за собой падение посещаемости и снижение прибыли.<BR>В усадьбе Рождествено, которая принадлежала дяде Владимира Набокова и была передана писателю в наследство, наоборот, максимально играют на изюминках музея. В настоящее время в самом доме идет глобальная реконструкция после пожара середины 1990-х, так что показывать там, собственно, нечего. Однако реставрационные работы превратились в главную изюминку усадьбы, так что сейчас экскурсии водят по дому с его пустыми комнатами, грудами строительного мусора и сотнями балок. В прошлом году, например, усадьба Рождествено заработала на таких аудиоэкскурсиях почти 18 тыс. руб. "Мы -- единственный музей, в котором идет реставрация и вместе с этим проходят экскурсии, так что у нас своя специфика. И мы ею пользуемся. В начале реставрации показывали экскурсантам уцелевшие в пожаре обои XVIII века. В саду есть природные пещеры -- глупо было бы этим не воспользоваться, так что по саду у нас тоже есть отдельная экскурсия", -- говорит директор музея-усадьбы "Рождествено" Александр Семочкин. Кроме этого, Александр Семочкин возит желающих с многочасовыми экскурсиями по окрестностям с их уцелевшими поместьями, что приносит усадьбе Рождествено дополнительный доход.<BR>В гатчинском музее-заповеднике, богатом на изюминки, их в большинстве случаев игнорируют. "Заполняемость экспонатами у нас маленькая, смотреть практически нечего. Хотя до Великой Отечественной войны была сказка. Ведь коллекция Гатчинского дворца была богаче, чем Павловская и Царскосельская, вместе взятые", -- говорит Александр Бухарев.<BR>Парк Гатчинского дворца с подземным ходом и легендами, история самого дворца, в том числе послевоенная, практически не берутся в расчет менеджерами музея. "Все пригородные дворцы получают дополнительную прибыль с парков, поскольку вход в них платный. Исторически сложилось, что Гатчинский парк открыт для посещения, так что этой немаловажной статьи дохода попросту нет", -- разводит руками Александр Бухарев.<BR><BR><B>Надежды</B><BR><B>на светлое будущее</B><BR>Разрекламированные дворцы пригородов затмевают те музеи, о которых туристам узнать в большинстве случаев неоткуда. Прямой рекламой областные музеи не занимаются. Время от времени в прессе мелькают материалы и сообщения нерекламного характера. В основном же информация о музеях -- особенно не слишком крупных -- распространяется из уст в уста. Довольно небольшое количество музеев ведет работу непосредственно с турфирмами -- впрочем, не слишком активно. Из сотен петербургских туристических фирм областные музеи сотрудничают лишь с 10-20. Не секрет, что музейщики часто называют некоторые областные музеи тихим болотом -- прежде всего за нежелание активного менеджмента, за процесс отторжения различных способов повышения посещаемости, за страх перемен и довольно консервативные взгляды.<BR>В Гатчинском и Ораниенбаумском музеях не так давно сменились директора, так что персонал полон надежд на положительные изменения. "Все зависит от руководителя. К четырем прежним директорам слово "менеджер" никак не подходит. Вырвать музей из кризиса способен лишь сильный руководитель", -- сказали в музее-заповеднике "Ораниенбаум". "Недавно у нас назначили нового заместителя директора по маркетингу, который должен заняться привлечением посетителей. Но сначала нужно сделать музей привлекательным для посещений", -- считают в Гатчине.<BR>Личный менеджмент директора музея "Дом станционного смотрителя" Валентины Якушевой основан на душевности. Наряду с основными посетителями музея -- школьниками сюда приезжают и друзья музея со своими гостями. Для таких случаев в "Доме станционного смотрителя" помимо экскурсий предлагают накрытый по русскому обычаю стол, задушевные разговоры и даже русскую баню. "Все связи налаживались годами. О своем музее мы не даем рекламы, но я езжу в Петербург на различные конференции и собрания директоров школ и стараюсь выступить, рассказать о музее. В итоге приток посетителей увеличивается", -- довольна Валентина Якушева.<BR>Кроме петербургских школ посетителей музею "поставляют" СпбГУ, Швейцарский центр, клуб "Ротари". Музей находит средства на обновление и ремонт, плюс к этому платит за обучение двух своих сотрудников.<BR><BR><B>Бюджет + друзья</B><BR>Основной способ существования музеев Ленобласти -- бюджетное финансирование. Но, поскольку оно распределяется между музеями неравномерно, каждый ищет свои пути для дополнительного заработка. В основном музеи живут за счет билетных сборов и спонсорских средств. Впрочем, найти последние удается далеко не всем. "С нашей стороны были попытки найти инвесторов, но ничего не получилось. Изначально идет негативное отношение со стороны потенциальных инвесторов -- в связи с тем, что здесь происходило при прежнем директоре, в связи с отсутствием стабильности. Они видят лишь запущенность музея-заповедника и никаких гарантий того, что все затраты окупятся. Не верят и в то, что мы нуждаемся в деньгах не на сиюминутные мероприятия, а в финансировании "на перспективу", -- констатирует Александр Бухарев.<BR>В Гатчине все же стараются не ограничиваться бюджетным финансированием, проводя культурно-массовые мероприятия, сдавая помещения под различные празднества. "Но это -- всего лишь маленькие сабантуйчики, ориентированные на местную элиту. А какие-то по-настоящему нужные презентационные мероприятия попросту не устраиваются. Например, о детском компьютерном центре, который мы открыли, информации нигде не было, как и официального, торжественного открытия с оповещением общественности", -- пожимает плечами Бухарев.<BR>Об интерактивной игре "Поиски клада", в которую можно поиграть в Гатчинском дворце или саду за дополнительную плату, тоже мало кто слышал. Изюминку придумали, но сообщить о ней во всеуслышание забыли.<BR>В основном областные музеи -- особенно некрупные -- выживают за счет друзей-спонсоров и меценатов. Рождествено, например, многим обязано покойному вице-губернатору Петербурга Владимиру Малышеву, хотя в последнее время финансирование поступает из Комитета по культуре Ленобласти и из федерального бюджета. "Из бюджета мы получаем деньги на содержание музея. Вот, например, Комитет по культуре Ленобласти выделил нам 30 тыс. руб. на покрытие крыши. Но железо на крышу "подарил" заместитель мэра Стамбула, которого привозили к нам в гости. Наши друзья и гости помогают нам не столько деньгами, сколько необходимым -- например, подарили компьютер, газонокосилку, привезли краску для крыши", -- довольна Валентина Якушева.