Усть-Лужский порт нацелился на западные деньги

Совет директоров ОАО "Компания "Усть-Луга" принял решение о выборе консалтинговой компании на проведение аудита по международным формам отчетности. Ожидается, что договор будет подписан с одной из трех ведущих мировых компаний: KPMG, Arthur Andersen и Pri

<BR><BR>Совет директоров ОАО "Компания "Усть-Луга" принял решение о выборе консалтинговой компании на проведение аудита по международным формам отчетности. Ожидается, что договор будет подписан с одной из трех ведущих мировых компаний: KPMG, Arthur Andersen и Pricewaterhouse-Coopers.<BR>Таким образом, руководство строящегося порта сделало первый шаг в программе выхода на мировой рынок заимствований. До начала этого проекта компания в своем развитии опиралась на мощный административный ресурс.<BR>Победитель конкурса проведет анализ деятельности компании "Усть-Луга" за 2001, 2002 и 2003 годы. "Таким образом, будет соблюдено необходимое условие трехлетней международной финансовой отчетности, для того чтобы выйти на западный рынок заимствований, -- говорит Валерий Израйлит, генеральный директор ОАО "Компания "Усть-Луга". -- Все порты на Западе развиваются таким путем". По данным "ДП" из осведомленных источников, руководство компании склоняется в пользу KPMG. В петербургском офисе KPMG неавторизованно заявили, что переговоры с ОАО "Компания "Усть-Луга" велись. "Возможно, они уже выбрали нас, но договор еще не подписан", -- заявил источник в KPMG.<BR>По оценке аналитиков финансового рынка, выход на западный рынок заимствоваваний вполне логичен на Усть-Луге. С учетом активного прихода инвесторов в проект за поледние 2 года компании потребуются дополнительные средства на развитие инфраструктуры. Несмотря на большое количество чиновников в совете директоров ОАО "Компания "Усть-Луга" (см. таблицу) их роль в качестве "искателей денег" очень мала. Поэтому руководство начало программу по поиску дешевых денег, и проект с KPMG этому подтверждение.<BR>Проект морского торгового порта в Лужской губе предусматривает строительство 11 терминалов (из них -- восемь основных специализированных). Общий грузооборот порта должен составить 35 млн тонн в год. Роль ОАО "Компания "Усть-Луга", упрощенно говоря, сводится к развитию территории порта. Для строительства и дальнейшей эксплуатации терминалов созданы отдельные юрлица, в акционерном капитале некоторых Компания "Усть-Луга" владеет различными долями акций (но не менее 25%). Оставшиеся акции принадлежат стратегическим инвесторам терминалов.<BR><BR><B>Угольный терминал</B><BR>Единственным готовым к работе в порту терминалом является угольный, созданием которого занимается ОАО "Ростерминалуголь". Построена первая очередь терминала. Однако из-за разгоревшегося конфликта (см. "ДП" №203/01, www.dp.ru) между акционерами ОАО "Ростерминалуголь" причал простаивает. Государство в лице Минимущества (51% акций), с одной стороны, и частный инвестор ХК "Соколовская" (45%) не могут поделить размер своего участия в проекте. В конце прошлого года торжественно было загружено углем первое и пока единственное судно.<BR>"Насколько мне известно, "Соколовская" ведет переговоры о софинансировании проекта с другими угольными шахтами Кузбасса, -- говорит Валерий Израйлит. -- Я думаю, подобный альянс может вывести ситуацию из подобного финансового тупика. Хочу сказать, что для компании "Усть-Луга" важнейшим является вопрос, не кто собственник терминала, а то, чтобы комплекс строился и развивался. Те огромные деньги, которые компания "Усть-Луга" вкладывает в инфраструктуру порта, могут быть окупаемы, только когда терминалы работают".<BR>"Первая очередь угольного терминала с причальной стенкой уже построена, -- говорит Василий Чернышов, начальник управления организации строительства ОАО "Компания "Усть-Луга". -- Пропускная способность терминала рассчитана на перевалку 1 млн тонн в год.<BR>После ввода второй очереди терминала пропускная способность достигнет 8 млн тонн". Для подхода и разворота судов прорыт подходной канал 95 метров шириной и 2,1 км длиной. В настоящее время угольный терминал может принимать суда дедвейтом (водоизмещением) до 10 тысяч тонн.<BR><BR><B>Терминал минеральных</B><BR><B>удобрений</B><BR>Вторым по счету терминалом, который будет введен в порту, является терминал минеральных удобрений.<BR>Работы по его непосредственному строительству идут второй месяц. Сейчас идет отсыпка территории, для чего потребуется около 1,2 млн м3 песка. Генеральным подрядчиком является ГТ "Морстрой". Компания "Усть-Луга" имеет собственный карьер, откуда и завозится песок.<BR>Проектом предусматривается строительство комплекса по перегрузке минеральных удобрений с грузооборотом 5,5 млн тонн в год, в том числе первая очередь -- 2,5 млн тонн в год.<BR>Заказчик-застройщик терминала -- ОАО "Росхимтерминал". Инвесторами проекта выступают ОАО "Компания "Усть-Луга" (25,1% акций в уставном капитале "Росхимтерминала") и крупнейшие российские производители минеральных удобрений -- ОАО "Акрон" и ОАО "Сильвинит".<BR><BR><B>Терминал по перевалке</B><BR><B>нефтепродуктов</B><BR>По данному терминалу подписано соглашение с ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" (ПНТ), и сейчас ведутся изыскательские работы. ПНТ, уже имеющее свой терминал по перевалке нефтеналивных грузов в морском порту Петербурга, намерено инвестировать около $50 млн в строительство первой очереди аналогичного терминала в порту Усть-Луга (см. "ДП" №89/01, www.dp.ru). Ожидается, что ПНТ будет принадлежать 75% минус 1 акция ОАО "Роснефтьбункер", которое является заказчиком-застройщиком терминала.<BR><BR><B>Лесной терминал</B><BR>Закончены проектно-изыскательские работы по лесному терминалу. Организацией создания терминала является ОАО "Балтлеспорт". В апреле этого года победителем конкурса на право проектирования данного терминала стало АООТ "Инпроектречтранс". Ожидается, что к концу 2002 года проект будет готов. Стратегическим инвестором строительства данного терминала является ОАО "Балтийский лесопромышленный холдинг", которое владеет 75% акций "Балтлеспорта". Оставшиеся акции принадлежат Компании "Усть-Луга". Реализация первой очереди проекта намечена на конец 2003 года -- начало 2004 года. Стоимость реализации проекта составляет, по оценке менеджмента холдинга, около $58 млн при сроке окупаемости 5 лет.<BR>Согласно условиям проекта, его стоимость варьируется от $30 млн до $70 млн в зависимости от мощности и уровня переработки круглого леса на лесоперерабатывающем заводе, который планируется разместить на территории терминала.<BR>Поставки леса будут осуществляться из Северо-Западного региона в целом, в частности из Республики Коми, а также из Красноярского края.<BR><BR><B>Контейнерный терминал</B><BR>Для строительства контейнерного терминала было создано ОАО "Росконтейнертерминал". Грузооборот терминала составит до 3,5 млн тонн в год, в том числе первая очередь -- 1 млн тонн. Стоимость проекта -- около $40 млн.<BR>Впервые на встрече с журналистами "ДП" на этой неделе Валерий Израйлит официально озвучил, что переговоры о стратегическом партнерстве по данному терминалу ведутся с крупнейшим мировым перевозчиком -- компанией Maersk, которая контролирует около 25% мирового рынка контейнерных перевозок.<BR>"В стратегические планы Maersk входит отход от фидерных перевозок и строительство полномасштабного терминала, который будет являться логистическим центром по фидерным перевозкам на Балтике, рассказывает Валерий Израйлит. -- Грузы будут доставляться не из Таллина или Котки, а, наоборот, сначала в Усть-Лугу, и затем в Котку или Таллин. Немного изменятся акценты. Пока у нас нет подписанных документов. Но и мы и они сильно заинтересованы в этом. Последние события переговорного характера подтверждают, что этому альянсу быть. Надеюсь, что в этом году мы подпишем соглашение".<BR>"Стратегическое место терминала в этом порту обеспечивает возможность будущего инвестора работать на важных направлениях -- "Север-Юг", "Восток-Запад", -- считает руководство порта. -- Потому что, во-первых, не ограничен площадями, во-вторых, железнодорожная сеть позволит будущим операторам формировать контейнерные поезда, что затруднено в петербургском порту".<BR><BR><B>Терминал генеральных грузов</B><BR>Данный терминал рассчитан на перевалку 4 млн тонн груза в год, а существующие заявки превышают 6 млн тонн. Поэтому, по словам специалистов порта, вопрос о привлечении стратегического инвестора на создание этого терминала не стоит.<BR>Компания "Усть-Луга" самостоятельно подготовила бизнес-план этого проекта.<BR><BR><B>Паромная переправа</B><BR>Проектом строительства порта предусмотрена организация регулярного железнодорожного паромного сообщения на линии Усть-Луга -- Балтийск -- порты Германии.<BR>Паромная переправа свяжет анклав Калининград с остальной частью России, ее строительство -- приоритетный проект Правительства РФ. В реализации проекта заинтересована и принимает активное участие германская сторона.<BR>"Недвно Внешторгбанк заявил, что он становится банком-лидером этого проекта, -- говорит Валерий Израйлит. -- Пул инвесторов формируется".<BR><BR><B>Терминал пищевых грузов</B><BR>По словам руководства порта, очень много предложений по строительству терминала, но пул инвесторов пока не сформирован.<BR><BR><B>Планы</B><BR>Совет директоров ОАО "Компания "Усть-Луга" утвердил инвестиционную программу на 2002 год в объеме 1,7 млрд руб. Из них бюджетные средства -- 250 млн рублей, 350 млн -- заимствования под объекты федеральной собственности, и 1,1 млрд -- частные инвестиции. В 2001 году было инвестировано 300 млн рублей.<BR>При этом, по словам Валерия Израйлита, инвестиции всех прошлых лет равны инвестициям прошлого 2001 года.<BR>"Идет стремительно вертикальный рост инвестиций, -- говорит он. -- Это будет продолжаться, на мой взгляд, в течение 5-7 лет, потому что главное ядро развития комплекса всего проекта заключается в том, что нужно капиталоемкие дорогостоящие работы провести в этот срок: образование территорий, развитие инженерных сетей и углублений. Если это будет сделано, то порт будет развиваться стихийно и будет сам себя строить".<BR>Чтобы инвестиции пошли, считают в Усть-Луге, надо было провести ряд мероприятий. Одна из таких программ -- комплексная программа, разработанная совместно с консалтинговыми компания по оценке грузопотоков, проходящих через Северо-Запад России, по оценке дефицитов портовых мощностей, которые в реальности существуют сегодня. "Мы хотели определить кому, этот порт конкретно нужен, -- рассказывает Валерий Израйлит. -- Когда порт нужен государству, это одно, а когда он нужен тем или иным компаниям, которые пользуются портами Прибалтики, это другое. Становится очевидно, что, создавая порт, мы сможем улучшить экономику предприятиям. Вторая часть работы -- это разделение большого проекта порта на отдельные составляющие. Очень важно было разделить объекты собственности и ответственности. К примеру, железная дорога -- это одна история, энергетика -- другая, комплекс по перегрузке минеральных удобрений -- третья. Разные владельцы, разные акционеры, разные инвесторы, разные взгляды на то, как должен существовать комплекс. Поэтому очень важно было сделать эту разделительную работу. В итоге инвесторы по минеральным удобрениям никак не зависят от терминала нефтехимии. Это разные ТЭО проекта, разные акционеры, разные деньги, разная окупаемость. Поэтому грузовладельцы могут оценить именно интересующий их объект. Это позволило картину развития порта сделать более прозрачной. Мы потенциальному инвестору не рассказываем обо всем комплексе, а говорим о конкретном объекте. Третий момент, что мы подошли к проекту не как портостроители, а как девелоперы. Мы считаем, это наше ноу-хау. Вчера был пустынный берег. Мы создали инфраструктуру порта: проложили дороги, проинвестировали энергетику, связь, проектные работы застройки, создали генеральную схему развития. Теперь эта территория интересна инвесторам".<BR><B>Справка</B><BR>Общая площадь территории всего порта составит около 850 га. Длина причальной стенки всех терминалов -- около 3 км.<BR>Компании "Усть-Луга" на 100% принадлежат компании, занимающиеся строительством и будущей эксплуатацией железной дороги и телекоммуникационной сети.<BR>К 2005-2006 годам порт планирует выйти на грузооборот 17 млн тонн, которые обеспечивают по проекту первую очередь развития порта. Мощность всего порта -- 35 млн тонн в год. Компании "Усть-Луга" в этом году исполняется 10 лет, активно проект развивается последние 3 года.<BR><B>Акционеры</B><BR>ОАО "Компания "Усть-Луга"<BR><B>Комитет по управлению государственным имуществом Ленинградской области</B><BR>Компания "Грамелинко лимитед"<BR>ОАО "Объединенная Финансово-Промышленная Компания"<BR>Дентон Индастриз Инк.<BR>Компания "Интералонзо Холдинг Лимитед"<BR>ЗАО АКБ "Абсолют Банк"<BR>(номинальный держатель)<BR>Компания "Хендрекс холдингз лтд"<BR><B>Совет директоров</B><BR>ОАО "Компания "Усть-Луга"<BR><B>Владимир Якунин -- председатель совета директоров. Первый заместитель министра транспорта РФ </B><BR><B>Александр Брахно -- вице-губернатор Ленинградской области</B><BR>Валерий Израйлит -- генеральный директор ОАО "Компания "Усть-Луга"<BR>Альфред Кох -- экс-генеральный директор ЗАО "Газпром-Медиа"<BR>Светлана Макарова -- генеральный директор ОАО "ОФПК", первый зам. генерального директора ОАО "Компания "Усть-Луга"<BR>Александр Рубанов -- генеральный директор ОАО "Межрегионэнерго"<BR><B>Любовь Совершаева -- Зам. полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе</B>