Информация становится стратегическим ресурсом

В Школе информационных работников корректируют методы обучения, учитывая новые мировые веяния и практические пожелания сотрудников информационных служб.

<BR><BR>В Школе информационных работников корректируют методы обучения, учитывая новые мировые веяния и практические пожелания сотрудников информационных служб.<BR>"Уровень информационных работников не соответствует требованиям современного мира. Не все руководители промышленных предприятий осознают, что информацией, которой они располагают, необходимо управлять, а информационных работников обучать. Хотя мы понимаем, что со средствами на обучение всегда трудно. Обучение информационных работников и менеджеров среднего звена должно идти параллельно, но главный акцент необходимо делать все же на обучении первых. И только следующим шагом должно быть обучение топ-менеджеров", -- утверждает Елена Коврижных, руководитель группы информации и рекламы ЗАО "Ленпромтранспроект".<BR>Одну из проблем в работе служб информации промышленных предприятий и проектных организаций создатели школы видят в том, что их роль и значимость недооценена директорами.<BR><BR><B>Направления</B><BR>В основе обучения -- объединение практического опыта и теоретических знаний. Основатели школы учитывают и требования, которые предъявляет Запад к уровню квалификации информационных работников.<BR>"Чтобы дать необходимый уровень знаний информационным работникам, необходимо, во-первых, чтобы обучение велось и теми, кто занимается наукой, и теми, кто занимается практикой. Без этого ничего не получается. Во-вторых, необходимо создавать общие программы для всех информационных подразделений организаций", -- считает Валентина Минкина, научный руководитель и один из инициаторов создания Школы информационных работников.<BR>Среди преподавателей Школы -- научные руководители и педагоги в области информатики и информационного обеспечения, а также специалисты-практики, возглавляющие информационные службы предприятий Петербурга.<BR>"Мы объездили многие промышленные предприятия и проектные организации и выявили круг основных проблем и основные болевые точки информационных служб", -- рассказывает Наталья Рудакова, начальник отдела документации, информации и рекламы ОАО "ЛенморНИИпроект". Информацию проанализировали и выделили следующие направления, по которым и ведется обучение: 1. особенности современного информационного потока, включая как традиционные, так и электронные документы; 2. причины превращения информации в стратегический ресурс развития предприятия; 3. необходимость и возможность перехода от информационного обеспечения к информационному управлению деятельностью предприятия; 4. создание и актуализация информационной системы предприятия как звена корпоративной сети; 5. современная информационная продукция и услуги: выбор, методика создания, возможность предложения на информационном рынке.<BR>"В нашей проектной организации создана автоматизированная база данных обо всех заводах-поставщиках, которые обеспечивают "ЛенморНИИпроект" своей номенклатурой изделий. Таких заводов 1500", -- продолжает Наталья Рудакова.<BR><BR><B>Информационный центр</B><BR>"В 1996 году возник вопрос о создании корпоративного объединения информационных служб промышленных предприятий и проектных организаций в рамках информационной сети ЛАСПО (Ленинградская ассоциация проектных организаций), -- рассказывает Елена Коврижных. -- Нам удалось уговорить директоров 13 проектных институтов подписать договор о создании первой в России межведомственной корпоративной сети ЛАСПО. Согласно этому договору, каждая организация вносит поступающую к ней информацию в компьютер и пересылает на информационный сервер ЛАСПО, пользоваться которой могут другие проектные организации, входящие в корпоративную сеть".<BR>В информационном центре ЛАСПО существует постоянно действующая экспозиция рекламных проспектов и каталогов, которые собираются по всем выставкам, специальным образом рубрицируются, сортируются для удобства в использовании работниками центра.<BR><BR><B>Источники информации</B><BR>"Уникальность выданного пакета методических материалов состоит в том, что в нем не было ни одной ксерокопии с опубликованного материала, ни одной публикации официального издания. Мы своими силами создали путеводители по информационным ресурсам, по книготорговому рынку, по ресурсам Internet. В методических материалах присутствовали и наши оригинальные методические разработки", -- говорит Валентина Минкина.<BR>В рамках учебного процесса в школе проводятся круглые столы, которые, по мнению научных руководителей, "способствуют нахождению таких информационных служб, опыт которых можно было бы использовать в рамках дальнейших семинарских занятий", а по мнению обучающихся, "способствуют формированию делового сообщества и установлению деловых связей".<BR><BR><B>Мнения учеников</B><BR>Полученные теоретические знания и практические материалы находят применение на практике.<BR>"Основной задачей для меня было узнать о современных методиках и методах получения, хранения и распространения информации, а именно об информационном менеджменте на предприятии. Именно здесь я более подробно узнала о новом классе документальных источников, создаваемых и поддерживаемых в компьютерных системах и распространяемых через локальные и глобальные сети, так называемой серой литературе", -- рассказала Анна Рубцова, менеджер-переводчик ЗАО "Техномарин".<BR>"На семинаре меня научили эффективно работать с фондом научно-технической документации в условиях действующей системы качества", -- признается Ольга Агапова, ведущий инженер Всероссийского государственного унитарного предприятия Центрального НИИ технологии судостроения.<BR>"Нужными для меня оказались сведения о новых формах услуг, предлагаемых информационными центрами России, адреса их баз данных, о возможностях информационного поиска в сети Интернет.<BR>Пригодился уже и еще будет реально использован опыт работы службы информации при становлении на предприятии компьютерной сети, необходимы примеры тех форм и методов передачи информации, которые применяются в сети Интернет", -- сказала Наталья Артеменко, руководитель сектора НТИ ОАО "Ленгипронефтехим". (М.Л.)