00:0009 апреля 200200:00
339просмотров
00:0009 апреля 2002
Пуленепробиваемый кузов и окна, массивные бамперы и мощный двигатель под капотом требуют особых навыков вождения и свойств характера.
<BR><BR>Пуленепробиваемый кузов и окна, массивные бамперы и мощный двигатель под капотом требуют особых навыков вождения и свойств характера.<BR>По мнению директора петербургского филиала Центра высшего водительского мастерства Андрея Герасенкова, для управления бронированным автомобилем требуется специальная подготовка. Это не только умение управлять тяжелым лимузином, но и понимание задач, которые решаются при помощи этой техники: перевозка VIP-персон или ценных грузов.<BR>"Обычно для перевозки VIP-персон используют два автомобиля: бронированный лимузин и автомашину прикрытия. Несмотря на то что двигаются эти автомобили всегда по одному маршруту и в непосредственной близости, задачи у них разные, манера вождения тоже должна отличаться. Водитель машины, где находится VIP-персона, должен уметь анализировать ситуацию на дороге, просчитывать маневры на несколько рядов вперед. Представительский лимузин VIP-персоны должен двигаться плавно, без резких поворотов, -- чтобы пассажирам было комфортно. Автомобилем сопровождения должен управлять человек с другим складом характера. Ему необходимо обладать моментальной реакцией, чтобы не отстать от VIP-автомашины, следовать от нее на предельно короткой дистанции. Поэтому специалисты не рекомендуют менять водителей местами -- пересаживать шофера с VIP-лимузина на машину сопровождения и наоборот", -- считает Андрей Герасименков.<BR>Выбор водителей для машин можно сделать по типу темперамента. Первым автомобилем должен управлять сангвиник (с легко меняющимися эмоциями, но уравновешенным характером), вторым -- холерик (быстро действующий, с сильными, быстровозбудимыми эмоциями).<BR>Специалисты выделяют четыре зоны, в которые может попасть водитель: зона безопасности, зона риска, критическая и аварийная. Основная ошибка неподготовленного водителя -- непонимание того, что он переходит в другую, более сложную зону, где управление автомобилем должно быть другим. Умение мгновенно и адекватно реагировать на создавшуюся дорожную ситуацию вырабатывается не многолетней ездой (25 лет без аварий), а специальной подготовкой. Каждый этап возникающей на дороге ситуации должен анализироваться. Это предполагает разбор причин и отработку механизмов реагирования на ту или иную дорожную обстановку. Водитель-профессионал обладает "мышечной памятью", решение принимается рефлекторно. Такие реакции у водителя отработаны до автоматизма.<BR><BR><B>Хитрости</B><BR>Перечислить все приемы профессионального управления автомобилем не представляется возможным. Например, известно, что среднестатистический водитель владеет тремя приемами вращения рулевого колеса.<BR>"Однако мы знаем более 30 таких приемов. Они кропотливо собирались при наблюдении за манерой управления известных гонщиков. Или, например, далеко не все водители могут нажимать на педаль тормоза левой ногой", -- говорит Сергей Герасенков. По его словам, среднестатистический водитель переносит правую ногу с педали газа на педаль тормоза 0,5 сек. При этом еще 1,5 сек. необходимо для срабатывания самой тормозной системы. За секунду автомобиль на скорости 60 км в час успевает проехать порядка 14 метров. В аварийной ситуации лишние 28 метров тормозного пути могут стоить не только машины, но и жизни. Кроме того, умение "тормозить левой ногой" дает дополнительные преимущества при маневрировании.<BR>Существует достаточное количество методик обучения водительскому мастерству. Однако результат обучения в первую очередь зависит от задач, которые призван решать водитель, и от проблем, с которыми он сталкивается на дороге. Например, технология безаварийной быстрой езды по городу несколько отличается от особенностей "корректной манеры управления". А понимание причин скольжения передних колес требует тщательной проработки и специальных тренировок.<BR><BR><B>Не на джипе</B><BR>Правильное понимание задач важно и при управлении броневиком для перевозки денег и ценных грузов. "Здесь главное -- в целости довезти груз. У меня был напарник, очень вспыльчивый человек. Управляя инкассаторской машиной, он вел себя, как за рулем хорошего джипа. Его кто подрежет, он старается обидчика обогнать и затормозить перед его капотом -- чтоб тот врезался, на деньги "попал" и все такое. А то, что у нас в машине несколько десятков миллионов рублей и их надо довезти до банка, его мало волновало. Водителю броневика просто необходимы уравновешенность и умение правильно понимать задачи", -- вспоминает специалист по подбору кадров ООО "Охранное предприятие "Скат" Сергей Иванов (несколько лет он работал водителем инкассаторской машины).<BR>Специалисты считают, что водитель бронированной машины для перевозки ценных грузов должен уметь прогнозировать ситуацию на дороге, понимать тенденции дорожного движения.<BR><BR><B>Учились на санках</B><BR>Специальным водительским технологиям обучали еще во времена СССР. Например, технологии Московского центра водительского мастерства с 1979 года внедрялись в системе КГБ при подготовке водителей членов Политбюро и мотоциклистов почетного эскорта. Особое внимание уделяли активным контраварийным действиям, приемам по стабилизации автомобиля и мотоцикла при потере устойчивости и управляемости. Была разработана система упражнений для преодоления сноса, заноса, бокового скольжения и вращения, а также формирования психологической устойчивости при стрессе. Например, мотоциклисты изучали прием "сальто вперед в группировке" при лобовом ударе о препятствие и "управляемое скольжение" при падении с мотоцикла.<BR>Для отработки последнего упражнения за правительственный ЗИЛ привязывались детские санки, куда садился мотоциклист. Машина разгонялась до 120 км в час, а затем мотоциклист выпрыгивал на обледенелую дорогу и выполнял учебные упражнения, похожие на те, которые парашютист выполняет в свободном полете. С 1980 по 1990 год разработанные методики прошли апробацию и внедрение во многих министерствах и ведомствах: Минздраве, Минавтопроме, Минтяжстрое, Минавтотрансах РФ и Украины.