00:0009 апреля 200200:00
46просмотров
00:0009 апреля 2002
Отличительной особенностью малого российского предпринимательства продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора. По экспертным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства.
<BR><BR>Отличительной особенностью малого российского предпринимательства продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора. По экспертным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства.<BR><BR><B>Статистика</B><BR>По данным Госкомстата России, на 01.10.01 в России действовало около 850 тыс. малых предприятий. В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь шесть малых предприятий, тогда как в государствах Европейского cоюза -- не менее 30.<BR>Динамика развития малых предприятий в РФ показывает, что после бурного роста в 1990-1994 гг. за последние 7 лет количество малых предприятий практически не изменилось (отклонения составляют не более 1-3%).<BR>На их долю приходится 2% основных фондов, 2,6% инвестиций, 5,9% выпуска товаров и услуг (в развитых странах до 30%). Практически неизменна отраслевая структура малого бизнеса. Сохраняется крайняя неравномерность распределения малых предприятий по территории России. Основное число малых предприятий находится в Центральном (34,9%) и Северо- Западном (15,4%) федеральных округах.<BR>Несмотря на наметившуюся в последние 2 года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России не превышает 12%.<BR>Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания.<BR>Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ включает следующие основные направления совершенствования:<BR>1. Оптимизация нормативно-правовых основ регулирования малого предпринимательства со стороны государства;<BR>2. Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;<BR>3. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства;<BR>4. Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства;<BR>5. Совершенствование информационной поддержки;<BR>6. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства;<BR>7. Активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям;<BR>8. Совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства.<BR><BR><B>Идеи</B><BR>Для расширения имущественной поддержки малых предприятий необходимо: качественное улучшение информационно-методической базы; проведение инвентаризации бездействующих производственных площадей крупных госпредприятий; разработка и распространение на этой основе различных экономических и правовых механизмов использования объектов государственной собственности субъектами малого предпринимательства; обеспечение правовых и организационных основ участия субъектов малого предпринимательства в приватизации федерального имущества.<BR>В связи с этим серьезной задачей остается включение предпринимателей в систему современного информационного обмена, в том числе дистанционного, что позволит значительно улучшить условия и эффективность их работы. Основные усилия по решению этой задачи будут направлены на создание и поддержание сети конъюнктурной информации, содержащей данные о спросе, ценах и особенностях рынков товаров и услуг в различных регионах России и за рубежом, а также конкретные деловые предложения и инвестиционные проекты, которая содействовала бы усилению межрегионального обмена товарами и услугами и выходу субъектов малого предпринимательства на внешний рынок.<BR>Необходимо расширить спектр деятельности информационно-юридических центров при объединениях предпринимателей, торгово-промышленных и ремесленных палатах и охватить следующие основные направления информационного обеспечения: законодательство, бухгалтерский учет и налогообложение, сертификация, лицензирование, юридическая поддержка, техническая информация, нормативно-справочная информация.<BR>Для подготовки высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства необходимы: разработка системы преподавания основ предпринимательской деятельности в учебных заведениях разных уровней; развитие системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов действующих малых предприятий; формирование системы дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, а также государственных служащих; разработка методических основ для обучения предпринимательской деятельности.<BR>Необходимо продолжать интенсивное развитие сети объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включающей бизнес-инкубаторы, агентства, технопарки, фонды, инновационно-технологические центры и центры поддержки предпринимательства.<BR>Задачей Программы в данном направлении является дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для коммерциализации результатов научных разработок и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции.<BR>С целью укрепления правовых начал участия малых предприятий в системе государственных заказов намечается отработка эффективных механизмов расширения участия малых предприятий в сфере государственных закупок товаров и услуг на уровне субъектов Российской Федерации. Для этого необходима выработка методических рекомендаций по внесению изменений и дополнений в соответствующие региональные нормативно-правовые акты и создание региональных и межрегиональных информационных систем, обеспечивающих доступность для субъектов малого предпринимательства информации об объявляемых государственных закупках товаров и услуг.<BR><BR><B>Система мероприятий</B><BR>Система программных мероприятий представлена восьмью направлениями (разделами).<BR>Данная структура обеспечивает преемственность развития уже имеющейся системы государственной поддержки, причем в каждом направлении ставятся свои внутренние задачи, решаемые в рамках поднаправлений, и включает в себя следующие разделы:<BR>I. Оптимизация нормативно-правовых основ регулирования малого предпринимательства со стороны государства.<BR>П. Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.<BR>Одним из пунктов, указанного комплекса мер является разработка Положения о порядке формирования и использования фондами поддержки малого предпринимательства гарантийных резервов по кредитам и займам, предоставляемым субъектам малого предпринимательства кредитно-финансовыми институтами.<BR>В настоящее время АО "ИНАУДИТ", победившее в конкурсном отборе исполнителей Федеральной программы, проводит данную работу.<BR>III. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства.<BR>IV. Совершенствование информационной поддержки.<BR>Направление представляет собой комплекс мероприятий, направленных на информационную и консультационную поддержку малого предпринимательства; обеспечение экономической, правовой и информационной безопасности субъектов малого предпринимательства; содействие выставочно-ярмарочной деятельности в сфере малого предпринимательства; статистическое обеспечение государственной политики в области малого предпринимательства, а также мероприятий по созданию положительного имиджа предпринимательства в обществе.<BR>V. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства.<BR>Для дальнейшего развития малого предпринимательства, повышения занятости населения путем развития малого предпринимательства одним из приоритетных направлений в сфере подготовки кадров является обучение основам предпринимательской деятельности безработных граждан, незанятого населения, женщин, молодежи, граждан, уволенных с военной службы, других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, а также повышение квалификации лиц, занятых на малых предприятиях.<BR>VI. Развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.<BR>В рамках направления будут реализованы мероприятия по развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, формирующие условия для создания цивилизованных рыночных отношений и непосредственно обеспечивающие условия для интенсивного роста малого предпринимательства путем оказания информационных, консультационных, образовательных, финансовых и других услуг.<BR>VII. Совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства.<BR>Направление включает в себя мероприятия по созданию условий для доступа субъектов малого предпринимательства к выполнению государственного заказа; выполнению научно-исследовательских и аналитических разработок в области малого предпринимательства; разработке проектов федеральной, специальных и комплексных региональных программ поддержки малого предпринимательства; научно-аналитическому обеспечению малого предпринимательства и его государственной поддержки.<BR>VIII. Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.<BR>В рамках данного направления будут осуществляться разработка и реализация программ сотрудничества с государствами -- участниками СНГ, в том числе Программы поддержки малого и среднего бизнеса на 2002-2005 гг. в рамках Союзного Государства России и Беларуси, сотрудничество в области поддержки малого предпринимательства в рамках соглашений между МАЛ России и министерствами и ведомствами зарубежных стран.<BR>Будет также осуществляться содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий, в том числе в рамках деятельности представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в зарубежных странах, торгово-экономических отделов посольств, других загранучреждений России, участие в работе межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами, в том числе в созданных в их рамках рабочих группах по малому и среднему предпринимательству.<BR><BR><B>Ресурсное обеспечение</B><BR>В 2003 году на реализацию программных мероприятий потребуются ассигнования из федерального бюджета в размере 250 млн рублей (проект), подтвержденные соответствующими обоснованиями, в 2004 году -- 300 млн рублей, в 2005 году -- 450 млн рублей.<BR>Часть мероприятий Программы будут осуществляться с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации.<BR>Опыт реализации предшествующих федеральных программ поддержки малого предпринимательства позволяет рассчитывать на привлечение из внебюджетных источников средств, объем которых в 2003 году может составить 1,0 млрд рублей.<BR>На реализацию программы также будут привлечены средства Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также средства международных и зарубежных донорских организаций.<BR>Распределение средств на реализацию мероприятий Программы будет осуществляться на конкурсной основе.<BR>Участниками долевого финансирования по ряду мероприятий Программы могут стать государственные заказчики других федеральных программ, достижение целей которых зависит, в том числе и от реализации настоящей Программы.<BR><BR><B>Ожидаемые результаты</B><BR>В результате осуществления Программы количество действующих малых предприятий должно превысить 1 млн.<BR>Для достижения этих целевых ориентиров необходимо обеспечить среднегодовые темпы прироста количества действующих малых предприятий на уровне 4,5% в год, а прироста занятости в малом секторе -- на уровне 8% в год.<BR>Вклад малого предпринимательства в ВВП возрастет до 14-15%.<BR><BR>Численность занятых на малых предприятиях, включая все категории работников, по итогам 2001 года составила 7,6 млн человек. Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2002 года, по данным МНС России, достигла 4,5 млн человек, общее количество занятых в малом секторе экономики составляет 11,6 млн человек. В общем количестве экономически активного населения это составляет около 17%, что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.<BR><BR>Многие проблемы развития малого предпринимательства связаны с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов, недоступностью консультаций специалистов, неразвитостью рынка соответствующих деловых услуг.<BR><BR>Одной из приоритетных задач является повышение занятости населения путем развития малого предпринимательства. Речь может идти также о субсидированном создании и развитии малых предприятий в рамках соответственной государственной политики занятости. Развитие малого предпринимательства является также важной задачей для снижения уровня безработицы в проблемных муниципальных образованиях, особенно остро переживающих последствия экономической трансформации.<BR><BR>Одно из направлений государственной поддержки малого предпринимательства -- сохранение и развитие научно-технического потенциала страны, повышение инновационной активности малых предприятий.<BR><BR>Одним из основных условий конкурсного отбора при выделении средств на реализацию региональных и специальных программ будет софинансирование этих программ участниками конкурсов. Исходя из размеров средств региональных бюджетов, задействованных в реализации мероприятий Программы на 2000-2001 годы, рассчитывается привлечь до 1,5 млрд рублей.<BR><BR>Удельный вес занятых на малых предприятиях и индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, достигнет 20% экономически активного населения, или около 14,5 млн человек в абсолютном выражении.<BR><BR><B>По материалам</B><BR><B>Правительства РФ</B><BR>