Сергей Домарацкий: "Объем рынка $500 тысяч в месяц? Это шутка"

В "ДП" №32/02 были опубликованы данные ООО "Экском" о количестве абонентов у основных операторов пейджингового рынка, которые вызвали отрицательную реакцию других участников.

<BR><BR>В "ДП" №32/02 были опубликованы данные ООО "Экском" о количестве абонентов у основных операторов пейджингового рынка, которые вызвали отрицательную реакцию других участников.<BR>В последнее время пейджинговый рынок Петербурга претерпевает серьезные изменения. Количество операторов падает, цены снижаются. Появился безусловный лидер по количеству абонентов -- альянс ООО "Пэйджнет" ("Экском") и ЗАО "Неда". Две компании намерены объединиться летом в единую структуру под новой торговой маркой.<BR>О перспективах рынка, а также о проблеме подсчета абонентов рассказывает Сергей Домарацкий, генеральный директор ЗАО "Фул Край Нева" -- компании, которая предпочитает самостоятельную работу на рынке.<BR><BR>-- Из разных источников поступают противоречивые цифры о количестве абонентов пейджинговых операторов города. Фактически ни одна государственная структура не осуществляет контроль над трафиком. Как возможно установить точные цифры?<BR>-- Управление государственного надзора за связью по Петербургу и Ленинградской области обладает такими данными. С другой стороны, они получены от самих операторов. Дело в том, что пейджинговые компании платят взносы с каждого абонента. Поэтому они заинтересованы в небольшом, процентов на 10-15, занижении этих цифр. Переплачивать никто не хочет. Однако эти данные можно считать правильными с точки зрения пропорций. Теоретически смотреть можно по количеству звонков или по передаваемым сообщениям. Но этим никто не занимается -- просто противоестественно, к тому же нет гарантии точности результатов. Кроме того, для таких операций необходимо специальное разрешение. А чужие цифры комментировать я не буду. Единственное, что могу сказать, -- ООО "Пэйджнет" ("Экском") и ЗАО "Неда" действительно занимают около 50% рынка. Но по данным, заявляемым "Экскомом", число абонентов FCN занижено в 3 раза.<BR><BR>-- Как Вы оцениваете петербургский рынок сегодня, в количественном и финансовом плане?<BR>-- По нашим данным, количество абонентов у всех операторов Петербурга не превышает 35-40 тысяч. Помножим эту цифру на $6 (средняя абонентская плата) и получим приблизительный результат -- $200-240 тысяч в месяц.<BR><BR>-- Но по данным московских аналитиков из ЗАО "Пейджинговый центр телекоммуникаций будущего" (Future Telecom), в городе сегодня около 50 тысяч активных пользователей, а объем рынка составляет $500 тысяч.<BR>-- Это шутка. Такое могло бы быть, если бы тарифы не снижались. Последнее время был массовый демпинг, да и сейчас он продолжается.<BR>К примеру, те же самые "Экском" и "Неда-пейджинг". Они фактически снизили тарифы в 3 раза, предоставляя 9 месяцев обслуживания по цене $3.<BR>Тут даже не $240 тысяч, а меньше. Тем более что $6 в месяц -- это не совсем средняя цифра, многие предоставляют услуги за меньшую плату. Но в любом случае, даже если предположить, что абонентов 50 тысяч, все равно больше, чем на $300 тысяч в месяц, рынок не потянет.<BR>-- Последнее время наблюдается спад интереса к пейджингу в Москве, Петербурге и России вообще. В чем причина негативных тенденций?<BR>-- В Америке крупнейшие пейджинговые компании находятся под процедурой банкротства, полностью прекратили работать операторы в Финляндии и Норвегии. В Москве в прошлом году был спад в 1,5 раза. Сегодня он наблюдается и в Петербурге. И есть тому вполне определенная причина -- появление на рынке нового оператора сотовой связи. Я имею в виду компанию "МТС" и ее низкие тарифы на внутрисетевые вызовы. Значительный сегмент наших абонентов, в особенности индивидуалов, смог позволить себе сменить пейджер на сотовый телефон. За те же $6 можно наговорить относительно много. У других пейджинговых операторов аналогичная ситуация. На мой взгляд, около 30% рынка города составляют абоненты, которые заинтересованы только в низкой стоимости обслуживания. Когда компания FCN вышла с оригинальным предложением "пейджер за $10", мы собрали около 2 тысяч таких абонентов. "Пт-пейдж" после этого сыграла на понижение цен на обслуживание. Группа нестабильных абонентов перешла к ним на обслуживание. Затем они оказались у "Экскома", когда тот тоже снизил цены. Сейчас вышли МТС, и абоненты купили себе сотовые телефоны. Это закон рынка.<BR><BR>-- А есть ли у пейджеров шансы выжить?<BR>-- Конечно, пейджер не может конкурировать с сотовым телефоном. Но он занимает некую нишу, на которую телефон не претендует. У пейджера есть одно полезное свойство -- он не обязывает вас отвечать на вызов, вступать в разговор с собеседником. Если телефон зазвонил и вы сняли трубку, приходится разговаривать. Есть задачи, транспортные, экспедиторские, медицинские, где пейджер просто незаменим, потому что он дешевле и удобнее. Какая-то часть населения в любом случае будет использовать эту услугу. Мой прогноз на ближайшие 2 года -- 40 тысяч абонентов в Петербурге.<BR><BR>-- Существуют разработки в области передачи данных, двусторонней связи и мультимедиа в пейджерах. Могут ли современные технологии повлиять на количество желающих воспользоваться услугами пейджинговых операторов?<BR>-- Мы интересовались двусторонним пейджингом, даже один раз собрались его внедрить. Но потом поняли, что именно его нам и не надо. Пейджер лишается своего основного преимущества, при этом проигрывая сотовому телефону как более совершенному средству двусторонней связи. И потом, для передачи данных от оператора к пейджеру требуется лишь несколько передатчиков. А для приема данных с пейджера необходимо множество принимающих станций по всему городу. В Москве использовались так называемые "Твейджеры", но абонентская плата составляла $50 в месяц. Ни о какой конкурентоспособности с сотовым телефоном и речи не идет. Фактически сейчас в сотовые телефоны стандарта GSM уже встроен простой двусторонний пейджер.<BR>А вот пейджер как средство мобильной справки имеет перспективы. В Европе и США с появлением пейджеров, способных принимать графическую информацию, наблюдается возрождение односторонней связи. Там огромное количество людей торгует акциями. Им необходима оперативная информация о котировках. А у нас торговля акциями физическими лицами не сильно развита. Так что пока технический прогресс для России имеет значение только в плане снижения стоимости.<BR><BR>-- Когда наступит стабилизация пейджингового рынка в Петербурге?<BR>-- Скорее всего, это произойдет в течение года. Сформируются три-четыре оператора, число абонентов, как я уже говорил, останется в пределах 40 тысяч. Некоторые операторы надеются, что после их демпинговых ударов все вымрут. Не думаю, что это произойдет. Просто они недооценивают конкурентов. Нечто подобное уже происходило в Петербурге, но рынок тогда никто не уступил. Монополия очень вредна и рынку, и потребителям. Полагаю, что и без изматывающей ценовой гонки "Экском" и "Неда" заняли бы ровно те же позиции, что получат после нее.<BR>(Д.Б.)