00:0027 марта 200200:00
12просмотров
00:0027 марта 2002
Полигоном реформы высшей школы станет Петербург. Первые шаги уже сделаны. Началось сокращение отраслевых вузов и создание инспекции, контролирующей качество образования.
<BR><BR>Полигоном реформы высшей школы станет Петербург. Первые шаги уже сделаны. Началось сокращение отраслевых вузов и создание инспекции, контролирующей качество образования.<BR>Кроме того, при участии министра образования РФ Владимира Филиппова подготовлена программа развития высшей школы Петербурга, которая, вероятно, и станет "модельной" для всей России.<BR>На заседании правительства Санкт-Петербурга в присутствии Владимира Филиппова, министра образования РФ, Комитет по науке и высшей школе администрации Петербурга обнародовал проект Закона Петербурга "О целевой программе Санкт-Петербурга "Программа развития высшей школы Санкт-Петербурга на 2002-2004 годы". Как следует из законопроекта, вузам грозит независимая экспертиза качества образования и проверка эффективности использования учебных площадей.<BR>Кроме того, предполагается усиление региональной составляющей в управлении высшей школой, создание функциональных региональных центров по координации деятельности вузов, а также передача ряда полномочий Российской Федерации по лицензированию и аттестации образовательных учреждений Комитету по науке и высшей школе.<BR><BR><B>Учет и контроль</B><BR>По словам председателя Комитета по науке и высшей школе администрации Петербурга Виталия Рычкова, Петербург одним из первых начал проводить мониторинг в системе высшего образования. Уже создана база данных образовательных услуг в Петербурге, где собирается вся информация о том, какие вузы существуют, каких специалистов и по каким специальностям готовят и сколько студентов в наличии. Данная информация позволит контролировать и регулировать образовательный процесс в Петербурге, соотносить данные об образовательных услугах и обучающихся с данными рынка труда и требованиями работодателей.
<BR>Кроме того, планируется проводить дополнительный анализ деятельности высших учебных заведений. Будет проверяться техническая, методическая и кадровая обеспеченность вузов и их способность готовить тех или иных специалистов.<BR>Что касается качества образования, то в Петербурге создана специальная структура -- Ассоциация независимой экспертизы качества образования.<BR>Данная ассоциация принимает активное участие в оценке новых образовательных программ и дает свое заключение. Экспертиза играет немаловажную роль при аттестации и лицензировании образовательной деятельности.<BR><B>Федеральные проблемы</B><BR>По мнению представителей Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, очевидно, что реформа системы высшего образования "буксует" именно на федеральном уровне. Нет ясности ни в вопросах финансирования, ни в вопросах определения качества образования и кадровых ресурсов, до сих пор не решено, уравнивать ли в статусе государственные и коммерческие вузы, какое количество образовательных учреждений должно быть в регионе.<BR>Сейчас на федеральном уровне предпринимаются попытки усовершенствовать систему высшего образования. В частности, при Министерстве образования РФ создается полиция качества образования. Предполагается, что эта структура в большей степени будет контролировать не крупные и известные вузы, а мелкие образовательные заведения и филиалы, которые растут как грибы. В результате работы полиции будет приниматься решение о дальнейшей судьбе образовательного учреждения.<BR>Однако уже сейчас без всякой полиции Минобразованием РФ принято решение о закрытии института Генеральной прокуратуры на основании того, что вузы России и так выпускают слишком большое количество юристов, которые остаются невостребованными на рынке.<BR><BR><B>Все решит рынок</B><BR>Как следует из заявлений чиновников, в ближайшие годы начнется сокращение количества непрофильных факультетов и отраслевых вузов.<BR>Как сообщает пресс- служба губернатора Петербурга, участники заседания сошлись во мнении, что количество высших учебных заведений, в том числе частных, год от года увеличивается, а вот качество образования в них далеко от требований времени. Есть проблема избытка квалифицированных кадров по отдельным специальностям, прежде всего юристов.<BR>По словам заместителя декана юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Марины Филипповой, в Петербурге около 40 вузов готовят кадры по специальности "юриспруденция".<BR>Это, безусловно, переизбыток, однако говорить надо не о количестве обучающихся, а о качестве обучения. нельзя не учитывать рынок труда и вопросы трудоустройства.<BR>Именно трудоустройство и определяет качество обучения в вузе.<BR>Не важно, частный он или государственный. Важно, удается ли выпускникам найти себе работу по специальности и насколько авторитетен для работодателя диплом вуза.<BR>