Александр Ионков: "Вероятно, опять будут ругать..."

Участником акции "Большая пробка" стал начальник дорожной инспекции и организации дорожного движения Управления ГИБДД Петербурга Александр Ионков.

<BR><BR>Участником акции "Большая пробка" стал начальник дорожной инспекции и организации дорожного движения Управления ГИБДД Петербурга Александр Ионков.<BR>В интервью корреспонденту "ДП" Александр Ионков отвечал на вопросы, часто звучащие в письмах и мнениях читателей "ДП". При этом эмоциональная сторона взимоотношений сотрудников ГИБДД и автовладельцев была вынесена за скобки, разговор касался только проблем организации движения.<BR><BR><B>Структура</B><BR>-- Пробки в городе часто возникают из-за мелочей, например, не горит зеленый цвет нужное количество секунд...<BR>-- Порядок эксплуатации сложного дорожного хозяйства нужно понять. Одних знаков в городе порядка 40 тысяч, светофорных объектов -- под тысячу: около 950. Они, естественно, как и утюги, и телевизоры, выходят из строя. Каждый день не работают 10-20 светофоров. Для ремонта всего этого хозяйства существует соответствующая служба -- "Специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие". Это штатская организация, не в погонах. Она строит, устанавливает и знаки, и светофоры, эксплуатирует. Есть телефон -- 234-70-42, если что случилось -- любой человек может звонить: там принимают заявки и выезжают ремонтировать. Если заявок немного, они выезжают буквально в этот же день. Естественно, срочность зависит и от значимости объекта: не секрет, что светофорный объект где-то в "углу" города будет ремонтироваться позже, чем на Московском или Невском пр. Заказчиком, финансирующим эту работу, является ГУ "Дирекция по организации дорожного движения". Вот такая структура.<BR><BR>-- Довольно громоздкая: документы ходят от ГИБДД к заказчику, оттуда к подрядчику. Чтобы удлинить сигнал светофора на 10 секунд, потребуется, наверно, неделя...<BR>-- Может быть, даже больше. Решение по изменению схемы организации движения, в том числе изменению времени горения сигнала, принимается ГИБДД. На все дается официальное задание, чтобы потом оставался след: кто, когда, зачем потребовал что-то изменить, поставить или убрать. Есть такие мероприятия, которые выполняются очень долго, есть -- которые делаются в момент. Но за день не делается ничего. Самое срочное -- за 2-3 дня, так как надо подготовить комплектующие и материалы...<BR>-- Можно ли эту систему упростить?<BR>-- Придумывать тут, собственно, нечего. Нужно, чтобы люди всегда были готовы выскочить по вызову, чтобы был соответствующий автомобильный парк с надлежащей техникой. Сейчас у них машины 60-70-х годов. Это сфера, которая дохода непосредственно не дает, а стало быть, и финансировать ее, наверное, в какой-то мере и неинтересно. Поэтому и выделяют 25-30% средств от необходимого. В результате отпущенные средства расходуются полностью уже в июне-июле, а в сентябре-октябре проблемы с ремонтом ежегодно обостряются. Количество неработающих светофоров в эти месяцы доходило до 65.<BR><BR>-- Может быть, проще создать единую структуру, чтобы бумаги не ходили из ведомства в ведомство?<BR>-- А как вы себе это представляете? Это что -- рабочий с гаечными ключами и в погонах? Так не бывает.<BR><BR>-- Есть же военные строители...<BR>-- У нас таких нет. Инспекторов на улице не хватает. Вот мы с вами сидим в здании на улице Салова. Как вы считаете, сколько инспекторов ГИБДД сейчас работает на территории Фрунзенского района? Не бойтесь ошибиться, смеяться не буду...<BR><BR>-- Три?<BR>-- Три экипажа по два человека. А надо сколько? Тут на одну Бухарестскую надо, почитай, на каждый перекресток: на Белградскую, на пр. Славы, который, как мы говорим, "уже приехал": без инспекторов там движение просто встанет.<BR><B>Рисование</B><BR>-- Многие автомобилисты уверены, что если город правильно "разрисовать", движение организовать, то проблема упростится.<BR>-- Это примерно та же критика, которой занимаются многие, сидя вечером перед телевизором: "Все дураки, не могут ничего -- ни обеспечить, ни решить, ни принять". Но дело не в простой расстановке знаков и светофоров. Наша работа строится из конкретных цифр: если по пр. Славы едет, допустим (не ручаюсь за точную цифру), 3000 машин...<BR><BR>-- В час?<BR>-- Да, в одном направлении, скажем в Невский район. Пропускная способность одной полосы -- примерно 1000 машин, это если движение нерегулируемое. Если возникает светофор, этот показатель снижается где-то на 10-20%. По четырем полосам пр. Славы эти 3000 машин приехали к путепроводу в Невский район. Там -- две полосы. Что делают эти 3000 машин, которым нужно проехать через две полосы? Да даже если взвод ДПС поставить, он эти 3000 машин не "пропихнет".<BR>Если посмотреть на карте, то на юге города всего одна широтная трасса -- Ленинский проспект -- ул. Типанова -- пр. Славы -- Народная ул. Все. Поэтому весь транзит, который идет по югу города, какими бы путями он ни "просачивался", все равно выходит на этот путепровод... Вот суть проблемы по одной только трассе. А они везде похожие. Видите, какая конфигурация: Петербург разрезан в меридиональных направлениях: железная дорога -- река -- железная дорога -- железная дорога. Чтобы проехать из Кировского района в Московский, мы имеем две "дырки" -- Ленинский пр. и ул. Краснопутиловкую. Все. Из Московского во Фрунзенский -- та же самая история. Еще 30 лет назад в соответствии -- подчеркиваю -- с ТОЙ интенсивностью движения городу были нужны около 40 путепроводов и 300 подземных переходов. Сейчас их в Петербурге -- только по 30. По поводу мостов сейчас много обнадеживающих разговоров. Это две переправы, о строительстве которых говорят всегда реально: Орловский туннель -- в створе Пискаревского проспекта и новый мост -- в створе ул. Коллонтай -- Большого Смоленского пр.<BR><BR>-- Как Вы думаете, разговоры так и останутся разговорами?<BR>-- Нет, мосты пойдут друг за другом. Совсем недавно у нас было первое организационное совещание: на нем обсуждалась тема моста в створе Коллонтай -- Большого Смоленского. Это прикидки перед технико-экономическим обоснованием проекта. Можно сказать, что строительство этого моста -- дело решенное, но начнется оно, конечно, после 2003 или 2004 года.<BR><BR>-- Это глобальные планы. Но транспортную проблему часто усугубляет несогласованность между структурами.<BR>-- Когда закрывается движение по одной из улиц -- усиливается движение по соседней, и ГИБДД выдвигает требование -- провести на этой трассе дополнительный ремонт. Основная доля расходов остается за теми, кто строит то, из-за чего нужно оборудовать объездные трассы. Чаще всего это Дирекция по строительству транспортных сооружений. При каждом закрытии возникают спорные моменты. Идет борьба между требованиями безопасности, которые никакого дохода никому не приносят, и второй стороной, которая должна вкладывать какие-то средства и, конечно, не хочет этого делать. Мы где-то действуем уговорами, где-то заставляем -- при помощи служб правительства и администраций районов. Все методы, которые могут дать результат, пускаются в ход.<BR><BR><B>АСУД</B><BR>-- Насколько транспортную ситуацию могла бы улучшить автоматизированная система управления движением (АСУД)?<BR>-- В условиях любой, даже крайне несовершенной, дорожной сети АСУД выжимает из нее все "соки" -- безусловно, она улучшает возможности для проезда.<BR><BR>-- Есть ли расчеты, насколько облегчится движение после внедрения АСУД? Например, в единицу времени по улицам сможет проезжать в 2 раза больше машин...<BR>-- Не в 2 раза, а на уровне, скажем 15-20%. Оценка работы автоматизированной системы -- это не совсем то, что думают некоторые: введем зеленую волну и без остановок проедем Московский проспект. АСУД в идеале -- это работа в соответствии с реальной интенсивностью движения в некоем объеме, например в микрорайоне. Эффективность оценивается очень опосредованно: 60% машин будет на 40% проще проехать микрорайон. К сожалению, такую оценку трудно "пощупать", но реальные цифры оценки ее эффективности есть и в части экономии горючего, уменьшения вредных выбросов, экономии времени проезда.<BR><BR>-- В Испании перед въездами в районы вешают щиты, на которых указывается, по каким дорогам ехать стоит, по каким -- нет...<BR>-- Технически это сделать не сложно. Можно такие карты устанавливать -- показывать, где образовался затор. Такие системы работают и во Франции, и в Германии: высвечивается, к примеру, информация: затор -- 1,2 км. Все понятно: стой -- жди. Или сворачивай на другие дороги.<BR><BR>-- В Петербурге в этом направлении что-то делается?<BR>-- В этом направлении не делается пока ничего. Идеи есть, есть технические варианты выполнения подобных информационных конструкций с экранами, но пока нет даже никакой проработанной концепции, которая бы дала возможность понять, где надо ставить экраны, какая сеть должна быть ими охвачена, где разместить датчики...<BR>-- Но АСУД построить проще и дешевле, чем КАД...<BR>-- Безусловно. И мы об этом много раз говорили, когда пытались обосновать необходимость автоматизированной системы. Мы же понимаем, что те самые 40 путепроводов и 300 подземных переходов вот так вдруг не построишь. Стоимость автоматизированной системы на 500 перекрестков -- это практически весь город -- составляет где-то около 1,5 млрд рублей. А бюджет дорожной отрасли на нынешний год -- около 8 млрд рублей.<BR><BR><B>Карты</B><BR>-- Может быть, имеет смысл выпустить карту, на которой указано, как объезжать горячие точки?<BR>-- Эти карты есть по крупным закрытиям в городе, даже специально их отдавал в газеты и на телевидение. Общий совет -- держаться подальше от закрытого объекта: чем дальше вы объедете, тем проще будет. Это при любом закрытии.<BR>К примеру, на период ремонта Троицкого моста мы практически обрубили поток с Арсенальной набережной под Литейный мост и запустили его в объезд по Чугунной улице. Если не ездили -- рекомендую. Я в управление часто езжу именно там. Даже сейчас в условиях, когда Троицкий мост закрыли совсем, я проезжаю там совершенно спокойно, когда на Литейном бывают какие-то проблемы.<BR>С моста сворачиваю направо, проезжаю по Арсенальной наб. и по Чугунной ул. со свистом -- через 10 минут я опять на Выборгской набережной, объехав все пробки.<BR><BR>-- Что в Петербурге в ближайшее время закроется или откроется?<BR>-- Сейчас закроют на 10 дней набережную Фонтанки, в районе ул. Ломоносова. Потом на этот же срок закроют саму ул. Ломоносова -- для работ по разборке зданий. Набережная Обводного канала должна открыться к началу выезда граждан на садовые участки -- к началу мая.<BR>Летний сезон по части ремонта дорог обещает быть даже более напряженным, чем прошлый. Что касается мостов, то там никаких сюрпризов не предвидится до 2004 года. Зато в ноябре должен в полном объеме открыться Троицкий мост. После Троицкого -- видимо, в 2004 году -- начнется ремонт моста Лейтенанта Шмидта. Вероятно, опять будут ругать...