Проект концепции развития автомобильной промышленности России

Российское автомобилестроение может развиваться только в рамках разумной интеграции в мировое автомобилестроение.

<BR><BR>Российское автомобилестроение может развиваться только в рамках разумной интеграции в мировое автомобилестроение.<BR>Одним из главных условий этого являются качественные изменения в производстве автомобильных компонентов. Одним из важнейших факторов -- российский научный и инновационный потенциал.<BR><BR><B>Мировая тенденция</B><BR>Мировой опыт автомобилестроения, включая как производство самих автомобилей, так и автомобильных компонентов, показывает, что усиливается процесс глобализации. <BR>В перспективе количество крупнейших мировых автопроизводителей сократится до 6-8, а количество поставщиков первого уровня -- до 30-50.<BR>Автомобилестроение превращается в "мировое", расположенное на территориях отдельных стран, с активной экспортной политикой и территориальной экспансией.<BR>Постепенно в каждом типе, классе появляется "мировой" автомобиль в вариантах, отличающихся приспособленностью к определенным природно-климатическим, дорожным условиям и соответствующих национальным вкусам по внешнему оформлению и внутренней отделке, что обеспечивает одинаково высокий уровень потребительских качеств автомобиля для пользователей разных стран.<BR><BR><B>Российские достижения</B><BR>Автомобильная промышленность является одной из ключевых отраслей экономики России. Объем производства отраслью в 2000 г. промышленной продукции составил порядка 200 млрд руб. (8,7% от объема промышленного производства в России).<BR>Доля в налоговых поступлениях в федеральный бюджет составляет порядка 4,5%. Автомобилестроение дает около 33% в общем объеме продукции машиностроения.<BR>Российское автомобилестроение объединяет 243 предприятия и организации, из них 11 государственных унитарных предприятий (в основном научные организации). В федеральной собственности находятся от 2 до 60% акций 15 предприятий. Общая численность работающих составляет около 800 тыс. чел. <BR>В 2001 г. использование производственных мощностей (без учета сборочных производств) составило по грузовым автомобилям 38%, по легковым автомобилям -- 78,7%, по автобусам --77,1%.<BR>Износ активной части производственных фондов в отрасли достиг 60%, а средний возраст технологического оборудования -- 14 лет.<BR>Автомобильная отрасль России обладает научными и инженерными кадрами, а также квалифицированными рабочими специалистами, имеющими потенциальную возможность к восприятию любых перспективных технологий: параллельный инжиниринг, сквозное компьютерное проектирование, проектирование совместно с поставщиками.<BR><BR><B>Новые тенденции</B><BR>1. Смена собственников предприятий, производящих как полнокомплектные автомобили, так и комплектующие изделия.<BR>Группа "Сибал" создала для ведения автомобильного бизнеса дочернюю компанию ОАО "РусПромАвто" (приобрела пакеты акций ОАО "ГАЗ", ОАО "Павловский автобус" и др.). Металлургическая компания "Северсталь" стала обладательницей пакета акций ОАО "УАЗ", ОАО "ЗМЗ" и ряда других заводов. Группа компаний "СОК" является владельцем АО "РосЛада", контролирует ДААЗ и ряд других предприятий.<BR>Процесс передела собственности одновременно сопровождается:<BR>u укрупнением и концентрацией капитала у новых владельцев автомобильных предприятий;<BR>u организацией совместных сборочных производств с зарубежными компаниями "Форд", "Рено", "Ситроен", "БМВ", "Киа", "Хендэ";<BR>u размещением российскими автозаводами своих сборочных производств на территории других стран.<BR>2. Введение обязательной сертификации автомототехники и ее комплектующих.<BR>3. Отмечается тенденция перехода отечественных заводов на общепринятые мировые схемы производства автомобилей: выделение производства комплектующих изделий в самостоятельные структуры.<BR>4. Подключение к производству автомобильной техники предприятий оборонных и других отраслей, имеющих достаточные научно-технологический и кадровый потенциалы.<BR>5. Диверсификация производства практически во всех крупных объединениях.<BR>6. Финансово-экономическая деятельность ведущих автомобильных предприятий в последние годы характеризовалась относительной неустойчивостью, что привело к возникновению с их стороны значительных задолженностей в федеральный бюджет.<BR><BR><B>Конкурентная среда</B><BR>Насыщенность мирового рынка автомобилей, обострение конкуренции между ведущими автопроизводителями мира, несоответствие продукции отечественной автомобильной промышленности по технико-экономи- <BR>ческим параметрам, надежности и качеству международным стандартам привели к "выдавливанию" российских автомобилей с мирового рынка. Сегодня доля экспорта продукции ведущей отрасли машиностроения в общем экспорте машин и оборудования не превышает 9%.<BR>До настоящего времени главным фактором, обеспечивающим привлекательность отечественной автомобильной техники, остается ее сравнительно низкая цена.<BR>Средняя цена российского легкового автомобиля, вывозимого в дальнее зарубежье, составляет примерно $5-6 тыс. <BR>Экспортные возможности грузового автомобилестроения пока остаются невысокими.<BR>Развитие экспорта в автомобилестроении будет осуществляться поэтапно. Первоначально экспорт предполагается ориентировать на те страны, которые не могут покупать продукцию, выпускаемую передовыми автомобильными державами, и не предъявляют слишком высоких требований к качеству и соответствию современным экологическим нормам.<BR>При этом хорошие перспективы для продвижения продукции на рынки этих стран имеет создание в них совместных сборочных производств.<BR>Организация сборочного производства позволяет значительно снизить цену на отечественные автомобили для зарубежных потребителей и тем самым укрепить позиции России на международных рынках.<BR><B>Основные цели и задачи</B><BR>Концепция предусматривает решение следующих задач на период с 2001 до 2010 г.:<BR>Обеспечение транспортного комплекса страны современной автомобильной техникой российского производства с увеличением ее выпуска:<BR>u легковых автомобилей с 1021 до 1900 тыс. шт.;<BR>u автобусов с 57 до 68 тыс. шт.;<BR>u грузовых автомобилей с 176 до 310 тыс. шт.<BR>При этом будут обеспечены потребности российских потребителей в автомобильной технике по легковым автомобилям на 70-75%, по грузовым автомобилям и автобусам -- на 85-90%; произойдет снижение материалоемкости автотранспортных средств на 10-15%; ресурс автомобильной техники увеличится в 1,5-2 раза (в зависимости от типа АТС).<BR>Рост объемов производства продукции автомобилестроения позволит повысить его долю в ВВП страны с 2,3 до 4,5%, при этом налоговые отчисления в бюджеты всех уровней и платежи во внебюджетные фонды составят порядка 205 млрд руб. в год, а срок окупаемости общих инвестиций -- 3,2 года.<BR><BR><B>Финансовые ресурсы</B><BR>Потребность в финансовых ресурсах на осуществление концепции определена на основании конкретных инвестиционных проектов, реализуемых предприятиями отрасли, а также с использованием укрупненных отраслевых показателей по инвестициям и носит прогнозный характер.<BR>При этом общий объем инвестиций в ценах I квартала 2002 г. составляет порядка 475 млрд руб., из них 60% на развитие производства автомобильных компонентов (как на специализированных предприятиях отрасли, так и в структуре комплексных автозаводов) и более 12% -- на развитие производства компонентов и материалов в смежных отраслях.<BR><BR><B>Источники финансирования</B><BR>Собственные средства предприятий -- 40,7%, кредитные ресурсы -- 45,5%, региональных и местных бюджетов -- 6,5%, федерального бюджета -- 6,9% (из них 40% на НИОКР).<BR>Объем инвестиций в автомобильную промышленность за 1998-2001 гг. фактически составил только 4,6... 8,3 млрд руб., или 7... 13% от среднегодовой потребности в инвестициях на реализацию концепции, при этом доля собственных средств предприятий составила 83-94%, что говорит о наличии проблем с привлечением кредитных средств.<BR><BR><B>Эффективность</B><BR>Реализация мер, предусмотренных концепцией, позволит:<BR>u повысить долю автомобилестроения в ВВП с 2,3 до 4,5%;<BR>u снизить экологическую нагрузку на окружающую среду от воздействия парка выпускаемых в 2001-2005 гг. автомобилей на 63%, что эквивалентно снижению нанесения экологического ущерба в размере 103,7 млрд руб.;<BR>u уменьшить расход топлива выпускаемыми в этот период автомобилями до 30%;<BR>u увеличить ресурс автомобильной техники в 1,5-2 раза (в зависимости от типа АТС);<BR>u снизить материалоемкость автотранспортных средств на 10-15%;<BR>u снизить тяжесть последствий от дорожно-транспортных происшествий на 20-25% за счет совершенствования конструкций автомобилей;<BR>u обеспечить потребности российских потребителей в автомобильной технике по легковым автомобилям на 70-75%, по грузовым автомобилям и автобусам -- на 85-90%;<BR>u налоговые отчисления в бюджеты всех уровней и платежи во внебюджетные фонды составят порядка 205 млрд руб. в год;<BR>u увеличить число автомобилей на 1000 человек с 140 до 245;<BR>u увеличить сбыт автомобильной техники (2000-2010 гг.):<BR>по легковым автомобилям -- с 967 до 1900 тыс. шт. (до 1300 тыс. шт. -- при отсутствии инвестиций);<BR>по автобусам -- с 54 до 68 тыс. шт.;<BR>по грузовым автомобилям -- с 189 до 310 тыс. шт.<BR><BR><B>Выводы</B><BR>1. Внутренний российский рынок легковых автомобилей заметно превышает производственные мощности и требует наращивания объемов производства в ближайшие 5-7 лет не менее чем на 80 тыс. автомобилей в год. Мощности по производству грузовых автомобилей превышают потребности количественно, но не соответствуют структуре спроса. Дефицит действующих мощностей по производству автобусов определяет возможность их постепенного наращивания и реструктуризации.<BR>2. Существующая покупательная способность населения и ее прогнозируемый рост предполагают ориентацию отечественного производителя на недорогие автомобили в ценовом сегменте менее $7-8 тыс.<BR>3. В отечественном автомобилестроении наблюдается значительный рост постоянных и переменных затрат (тарифы естественных монополий, цены на материалы и комплектующие и т.д.), что приводит к опережающему (по отношению к ведущим автомобильным державам) росту совокупных издержек и уменьшению прибыли. Для устранения этой тенденции предприятиям необходимо разработать и реализовать программы снижения издержек.<BR>4. Основным направлением развития автомобильной промышленности на ближайшую перспективу должно стать создание производств современных автомобильных компонентов. Такая стратегия имеет наибольшие шансы на успех.<BR>5. Важнейшим фактором ускорения производства и сбыта отечественных автомобилей и их компонентов является активизация научно-инновационной деятельности и работы систем управления качеством во всех звеньях автомобилестроения, включая как прямое внедрение новейших научно-технических разработок, так и создание отечественной системы инжиниринговых и консалтинговых фирм, развитие системы добровольной сертификации.<BR>6. Защитные меры во внешней торговле могут носить лишь временный характер. Это связано в том числе и с намерением Российской Федерации вступить в ВТО. Таким образом, возможные договоренности с ведущими автомобильными державами о расширении сроков применения таких мер должны быть подкреплены усилиями отечественных лидеров автомобилестроения по резкому увеличению конкурентоспособности своих изделий.<BR><B>По материалам</B><BR><B>Министерства</B><BR><B>экономического</B><BR><B>развития и торговли</B><BR>