Легкая промышленность Петербурга переживает нелегкие времена

С начала 2002 года выпуск продукции в легкой промышленности города на Неве сокращается. Как преодолеть спад, участники рынка еще не решили.

<BR><BR>С начала 2002 года выпуск продукции в легкой промышленности города на Неве сокращается. Как преодолеть спад, участники рынка еще не решили.<BR>По оценкам участников рынка, объем продаж отрасли в январе-марте снизится как минимум на 10% по сравнению с аналогичным показателем прошлого периода.<BR><BR><B>Легкое замешательство</B><BR>Еще год назад даже самые пессимистичные аналитики не прогнозировали спада в легкой промышленности России. Наоборот, в департаменте легкой промышленности Минпромнауки РФ фиксировали рост в текстильной промышленности, объясняя его тем, что россияне еще не готовы платить больше за дорогую импортную одежду и предпочитают покупать более дешевую отечественную, а значит, сохраняется высокий спрос на недорогие отечественные ткани.<BR>Весь 2001 год отрасль демонстрировала рост выпуска продукции всех видов. Правда, во второй половине года с октября он начал замедляться практически во всех регионах России, и по итогам года прирост производства с трудом превысил отметку в 12%.<BR>Самые пессимистические прогнозы прошедших 3 лет успеха сводились к тому, что с ростом доходов населения спрос на отечественную продукцию начнет падать, а на импортную -- расти.<BR>Однако спрос снизился не только на куртки и пальто, сделанные в России, но и на товар иностранного производства. Этот факт окончательно запутал участников рынка.<BR><BR><B>Поиски причин</B><BR>В целом картина в легкой промышленности по Петербургу вырисовывается такая: в начале 2002 года горожане покупают меньше одежды, чем предлагают отечественные производители и импортеры.<BR>Объем продаж швейных предприятий города сокращается, как следствие -- они меньше закупают тканей, что отражается на доходах оставшихся в живых текстильных фабрик.<BR>"Скорее всего, это связано с тем, что люди недополучат доходы, вырос целый ряд коммунальных платежей. И люди направили деньги не на покупку одежды, а на покрытие возросших расходов", -- Евгений Томак, генеральный директор ООО "Трикотажное объединение "ЛАК", выражает типичное мнение участников рынка.<BR><BR><B>От анализа к действиям</B><BR>Предприятиям отрасли придется исправлять ситуацию с помощью активных маркетинговых мероприятий. Прежде всего, продать готовые изделия. Возможно, за счет невиданных скидок на коллекции одежды уходящего сезона.<BR>Большая часть товаров отечественных производителей до сих пор однообразна и безлика, поскольку рассчитана "на мужчин", "на женщин" и "на детей". А избалованный импортом российский потребитель уже не хочет надевать завтра то, что носил вчера, особенно, когда доходы растут, а цены на вещи падают.<BR>Не исключено, что для более эффективного удовлетворения отдельных потребностей людей маркетинговые службы швейных фабрик будут сегментировать рынок не только по половому признаку.<BR>В стремлении выделиться на рынке фабрики перейдут от робких попыток к систематическому формированию имиджа своих торговых марок.<BR><BR><B>Опять не угадали</B><BR>Помимо макроэкономических причин опрошенные "ДП" менеджеры компаний называли и другие причины снижения спроса.<BR>Одна из них -- швейные производства не угадали с ассортиментом. Не первый год подряд в городе на Неве стоит теплая зима, и теплые зимние вещи высоким спросом не пользуются.<BR>Например, выпуск пальто сократился до минимума, что немедленно усугубило финансовое положение ОАО "Невская мануфактура" -- единственного крупного производителя тканей, оставшегося после кончины Фабрики им. Веры Слуцкой.<BR>Специализация "Невской мануфактуры" -- выпуск шерстяных тканей для изготовления теплых вещей. "Перед руководством компании стоит только одна цель -- ликвидировать убыток и выйти на прибыль. До начала осени это вряд ли случится. Летом в шерстяной отрасли происходит спад, предприятия готовятся к сезону массовых продаж. Увеличения спроса на основной ассортимент нашей фабрики можно ожидать в конце лета. За август-сентябрь мы планируем компенсировать убытки предыдущего периода. А пока предприятие не станет рентабельным, рассчитывать на крупные капиталовложения в обновление основных производственных фондов не приходится", -- говорит Михаил Островский, коммерческий директор ОАО "Невская мануфактура".<BR><BR><B>Запутались в циклах</B><BR>Швейные производства Петербурга о зиме уже не думают и связывают изменение ситуации в лучшую сторону с весенне-летним сезоном. Провал ассортиментной политики случился одновременно и у отечественных фабрик, и у поставщиков импортных курток и пальто.<BR>Дело в том, что в советское время экономисты в Министерстве легкой промышленности СССР следили за циклическими колебаниями спроса на одежду. Но с началом рыночных реформ обобщать информацию стало некому.<BR>Самый длинный цикл -- у верхней одежды. Человек, купивший зимнее пальто, не станет его менять раньше чем через 2-3 года. Аналогичная ситуация с костюмами. С летними вещами ситуация лучше: футболки, шорты люди могут покупать каждый сезон. Еще чаще покупают рубашки, нижнее белье.<BR>Так что потребители к следующей зиме начнут приобретать пальто и куртки, но производителям уже сейчас нужно решать, что же делать с нереализованными запасами стареющих зимних коллекций.<BR><BR><B>Слепая статистика</B><BR>Маркетологи убеждены, что спад вызван превышением предложения над спросом. Статистика это превышение не показывает, так как не знает, что, наряду с легальным импортом и внутренним производством одежды, существуют теневой импорт и неучтенное производство.<BR>Именно за счет теневого сектора идет дисбаланс рынка.<BR>Особенно легко укрыться от статистики предприятиям малого бизнеса. Их доля в общем объеме производства легкой промышленности 2 года назад составляла 19-20%, а в конце прошлого года -- 9%.<BR>"Складывается впечатление, что число малых предприятий сократилось. Однако это не так: за 2 года вырос выпуск продукции на крупных и средних швейных предприятиях города, но при этом объем производства малых предприятий и их число не сократились", -- уверен Николай Ферафонтов, президент АООТ "Балтийский стиль".<BR>К "импорту мимо таможни" и неучтенному производству добавляются поставки одежды из других регионов, так что предложение одежды в Петербурге с лихвой перекрывает спрос.<BR><BR><B>Ищите инвестора</B><BR>В 1999 году и весь 2000 год спрос на российские ткани рос. Росло и производство повсеместно. Ткацкие фабрики получили положительный итог от финансово-хозяйственной деятельности. Число убыточных предприятий ежегодно сокращалось по всей стране. Если до 1999 года их насчитывалось более половины, то к началу 2001 года почти не осталось. Правда, к этому времени многие производители тканей прекратили свое существование.<BR>Специалисты Минпромнауки, Минэкономразвития РФ, да и не только они, рассчитывали, что швейные предприятия будут активно вкладывать средства в развитие ткацкого производства.<BR>Единичные примеры такого сотрудничества есть. Например, петербургское ООО "Трикотажное объединение "ЛАК", выпускающее трикотаж, вошло в число акционеров двух текстильных предприятий России -- АОЗТ "Тверской камвольный комбинат" и ОАО "Брянсктекстиль".<BR>Однако массовым это явление не стало. Швейные фабрики -- как наиболее активные инвесторы -- не оправдали надежд. Большую часть дохода, иногда до 90%, они получают от операций по давальческой схеме. Этого им самим едва хватает на собственное развитие.<BR><B>Слабое звено</B><BR>Выпуск изделий из шерстяных, хлопчатобумажных тканей в годы уверенного роста увеличивался быстрее, чем выпуск соответствующих тканей. Низкие темпы роста производства тканей из хлопка можно объяснить 100%-ной зависимостью России от иностранного сырья.<BR>А вот производство шерстяных тканей, сделанных из отечественной шерсти, топчется на месте по другой причине. Все дело в качестве сырья.<BR>"Если обшивать армию и милицию, то для этого сгодится и российская шерсть, а если изготавливать ткань для модной одежды, то придется закупать сырье за границей", -- поясняет Евгений Томак.<BR>Слабым местом российских текстильщиков оказалась не только сырьевая база -- производство шерсти в России с 1990 по 2000 год сократилось в 5 раз. Отстает российский текстиль от иностранного еще и по качеству отделки тканей (покраска и т.д.).<BR>Но если сырье можно купить за границей, то найти деньги на обновление производства гораздо сложнее. Необходимый объем инвестиций -- до $10 млн, оборудование требуется импортное, отечественного нет. Средняя рентабельность производства тканей по отрасли колеблется в пределах 8-15%. Отсюда срок окупаемости инвестиций -- не менее 5 лет.<BR>При таких условиях желающих вкладывать деньги в ткацкий бизнес не много.<BR>