Жуков задумался о стратегии

Москва

<BR><B>Москва</B><BR>Вчера, 12 марта, председатель Комитета по бюджету и налогам Государственной думы Александр Жуков дал прогноз бюджетной и налоговой политики на 2002-2003 годы.<BR>По его мнению, в ближайшее время бюджету ничего страшного не грозит, а либеральный курс налоговой политики будет продолжен и в дальнейшем.<BR>По словам главы бюджетного комитета, после налоговой революции значительно улучшилось администрирование налогов, увеличилась доля расчетов живыми деньгами и значительно уменьшилось количество бартерных сделок.<BR>"Пока что трудно со стопроцентной уверенностью спрогнозировать, как будут развиваться события в 2002 году: многое зависит от конъюнктуры экспорта, особенно нефти, как-никак это 30% от всех поступлений в бюджетную систему. Но, на мой взгляд, показатели, которые заложены в бюджет от $18 до $23 за баррель, вполне разумны. Если цена на нефть будет колебаться в верхних пределах этого коридора, то бюджет будет выполнен со значительным профицитом. Он пойдет на формирование финансового резерва по выплатам внешнего долга -- так как именно на 2003 год приходится пик выплат. Если же цена будет у нижней границы этого коридора, то ничего страшного также не произойдет. Просто профицит будет менее значительным, но он будет все равно", -- обнадежил присутствующих Александр Жуков.<BR>По мнению председателя бюджетного комитета, куда больше проблем может возникнуть с расходной частью бюджета. В первую очередь это касается исполнения региональных бюджетов. После того как с 1 января 2002 года были значительно проиндексированы зарплаты работникам бюджетной сферы, половина регионов столкнулась с проблемой исполнения своих бюджетов. Причина заключается в том, что выплата повышенных зарплат превышает критическую отметку в 50% доходов региональных бюджетов. "Не исключено, что в этом случае дополнительная нагрузка ляжет на федеральный бюджет", -- считает Александр Жуков.<BR>Причина незавидного положения регионов заключается, в частности, в том, что регионы лишатся налога с продаж, который зачислялся полностью в региональные бюджеты. Еще больше проблем у субъектов Федерации может возникнуть после того, как будет отменен налог на пользование автомобильными дорогами. Как заявил глава бюджетного комитета, вероятность этого достаточно высока. Если с 1 января 2003 года его все-таки отменят, то регионы лишатся еще 150-160 млрд рублей в год. "В этой ситуации власти регионов пытаются переложить ответственность за исполнение бюджета на федеральный центр, говоря, что требовать от них теперь, собственно, нечего", -- посетовал главный "налоговик" Госдумы.<BR>Кроме того, Александр Жуков поделился планами на будущее. По его словам, необходимо добиваться снижения ставки НДС и при этом отменять все налоговые льготы и преференции, которые абсолютно неэффективны. Однако пересмотр ставки НДС "тормозит" проблема возврата экспортного НДС, который пробивает значительные бреши в бюджете. Александр Жуков в очередной раз подтвердил, что эффективно бороться с лжеэкспортом власть не может. Помимо снижения ставки НДС глава бюджетного комитета считает необходимым снижать налоговую нагрузку на зарплату -- в первую очередь это касается единого социального налога.<BR>"Много денег по-прежнему остается в тени. И, хотя Правительство и Пенсионный фонд возражают против этого, снижать ставку ЕСН хотя бы до 30% необходимо. Но здесь многое зависит от того, как этот налог будет собираться в 2002 году, -- пока что проблем с его поступлением нет никаких", -- подвел итог Александр Жуков.