Бирофилы посвящают жизнь бутылке

В жизни обычной пивной бутылки есть несколько звездных моментов, когда она приобретает рыночную стоимость.

<BR><BR>В жизни обычной пивной бутылки есть несколько звездных моментов, когда она приобретает рыночную стоимость.<BR>Первый -- когда пивоварня закупает ее у стеклодувов, второй -- когда бомж несет ее в пункт вторсырья. О третьем и наиболее почетном знают немногие, а именно -- бирофилы. Во всем мире так называют коллекционеров всевозможной пивной атрибутики, именно они готовы выложить несколько сотен долларов за пустую бутылку из-под пива.<BR>Атрибутики много, и вся она валяется буквально под ногами: пресловутые бутылки, пробки, этикетки, стаканы, пивная реклама и наконец бирдекели, подставочки под стакан с пивом, какие обычно выдают в любой уважающей себя пивной.<BR>Кстати, именно собирательство бирдекелей стало в последнее время очень популярно у менеджеров петербургских фирм. Подставки можно безнаказанно взять в любом баре, а по их количеству обычно судят о числе стран и пивных заведений, посещенных хозяином. Из-за кажущейся простоты добычи коллекционных экземпляров собирателей всей этой пивной продукции в мире достаточно много. В Петербурге их несколько сотен, 50 из них объединились в клуб коллекционеров пивной атрибутики "Пивной этикет".<BR><BR><B>Продажная пробка</B><BR>О продажах пивной атрибутики в среде петербургских коллекционеров в основном знают понаслышке. В городе царствуют свободный обмен и взаимовыручка. Считается, что, например, этикетка, в отличие от денег или монет, не имеет первоначальной стоимости, поэтому на ее коллекционировании состояния не сколотить. В среднем не раритетная этикетка стоит до 1 рубля, торгуют в основном те, у кого есть множество одинаковых экземпляров, добытых в типографиях и на заводах. Таким образом, средняя коллекция в 30 тысяч экземпляров будет стоить всего около $1000. "Я слышал, что редкие этикетки продают за $15, но, по-моему, это беспредел", -- удивляется Петр Бондаренко, коллекционер этикеток, президент петербургского клуба бирофилов "Пивной этикет".<BR>Наиболее приближены к рыночным отношениям коллекционеры бутылок. Дореволюционные бутылки зачастую становятся товаром в антикварных магазинах. Цены разнятся от 300 рублей до нескольких тысяч. Иная бутылка может стоить и $300. Однако в большинстве случаев торговля атрибутикой идет не на деньги, а на сами предметы. У каждого коллекционера есть обменный фонд, которым он и расплачивается.<BR>Пополнение любой коллекции бирофила во многом зависит от счастливого случая или наводки. Например, Игорь Крестьянинов, член клуба "Пивной этикет", нашел большие пачки чистых этикеток дореволюционного "Жигулевского" на одном из российских заводов. Другой собиратель обнаружил целый ворох этикеток на чердаке старого дома.<BR><BR><B>Пивные плюшкины</B><BR>Петербургские бирофилы собирают практически все, что под руку попадется, по принципу: авось обменяем на что-нибудь нужное. Большинство собирает этикетки -- их и хранить удобно, и доставать легко. Главное -- развить "агентурную сеть". "У меня множество друзей, таких же коллекционеров, которые шлют мне этикетки из всех стран СНГ", -- рассказывает Петр Бондаренко. "Я покупаю только такое пиво, каких этикеток у меня нет", -- рассказывает еще один коллекционер, Андрей Сальков, по совместительству генеральный директор компании "Спецреммонтаж".<BR>Практически каждый пивной собиратель делает акцент на что-нибудь одно: этикетки, например, собирают по темам -- новогодние, с животными, с великими людьми и т.д.<BR>Как и в любом коллекционировании, ценится номерная атрибутика. Например, один датский завод с 1991 по 2000 год к новогодним праздникам выпускал ограниченную серию пива в бутылках. Причем крепость пива каждый раз зависела от наступающего года: например, год 1991, крепость -- 9,1%. "Такие этикетки очень ценны", -- утверждает Петр Бондаренко. А вот у Guinness, например, все этикетки номерные.<BR><BR><B>Петербургская культура</B><BR>Цель петербургского клуба "Пивной этикет" -- продвигать культуру пития пива в массы. Ради этой благой цели инициаторы его создания организовали Музей пива, проводят ознакомительные вечера и выставки. Ближайший хэппенинг состоится на Санкт-Петербургском пивном аукционе, где целый день пройдет под знаком "Пивного этикета".<BR>Из своей любви к пенному напитку, а точнее, к его антуражу клуб особой выгоды не извлекает. Музей работает благодаря помощи завода "Степан Разин". Выставки проводятся бесплатно. Из коммерческих проектов осуществлен только выпуск контейнеров для хранения пробок. Деньги вложил член клуба Андрей Сальков. Несмотря на цену в 30 рублей, продать контейнеры удалось с большим трудом. "У народа просто нет денег, да и серьезных пробочных собирателей не так много: в Петербурге их не более 10", -- считает Андрей Сальков.<BR>Еще один, коммерческий по сути, проект -- каталог петербургских этикеток -- был приостановлен еще на стадии сбора информации.<BR><BR>