00:0026 февраля 200200:00
17просмотров
00:0026 февраля 2002
В последнее время на рынке мобильной связи Петербурга произошло много событий, которые его сильно видоизменили. Некоторые мобильные операторы в погоне за клиентом пересматривают или думают о пересмотре сбытовой политики, дилеры готовятся к продолжению цен
<BR><BR>В последнее время на рынке мобильной связи Петербурга произошло много событий, которые его сильно видоизменили. Некоторые мобильные операторы в погоне за клиентом пересматривают или думают о пересмотре сбытовой политики, дилеры готовятся к продолжению ценовых войн между операторами. Круглый стол на эту тему прошел в редакции "Делового Петербурга".<BR><BR>Максим Захарьев:<BR>"Наша компания не включилась в погоню за клиентами и в погоню за абонентской базой. Перед компанией стоит задача заработать то количество денег, которое заложено в бюджете нашими учредителями. То есть нашем критерием является не количество подключений за какой-то период времени, а количество денег, заработанное в данный период времени. В этот тяжелый для нас период с декабря 2001 года до января 2002 года планы эти были выполнены, и мы этим довольны. Мы не меняли свою сбытовую тактику. Касаясь наших отношений с дилерами -- они будут претерпевать изменения. Это будет создание более выгодных условий для дилеров".<BR><BR>Алексей Гаккель:<BR>"Мы представляем интересы всех операторов, которые работают в Северо-Западном регионе. Если взять наш отчет о работе за 2000 год, то на первом месте по количеству подключений у нас был "Северо-Западный GSM", на втором месте у нас была компания "Облком" -- торговая марка "Областная сотовая", и на третьем месте -- "Дельта Телеком". Половина наших магазинов находится в Ленинградской области, и такая ситуация была достаточно долго. Единственное, что в 1999 году "Дельта Телеком" по количеству подключений обгоняла "Облком". А с введением новых тарифов "Облкома" в Ленинградской области "Дельта Телеком" достаточно сильно потеснила ее, и количество наших подключений к "Облкому" в 3-4 раза превышало "Дельта Телеком".<BR>Так же происходило в первую половину 2001 года, до тех пор, пока не ввел новые тарифы по Ленинградской области "Северо-Западный GSM" и не появились МТС. Количество подключений к "Дельте" упало у нас катастрофически.<BR>В 2001 году минимальное количество подключений у нас идет по "Дельта Телеком", на втором месте -- "Областная сотовая", и на первом месте -- "Северо-Западный GSM". Но это -- стандарт GSM, куда и вклинились МТС. И количество подключений МТС буквально за 2 недели декабря обогнало и "Областную сотовую" в 2 раза. Про "Дельта Телеком" тут вообще говорить нечего. И в январе, после того как "Северо-Западный GSM" прекратил акцию по бесплатному подключению, на 10 подключений к стандарту GSM было 9 подключений на МТС и одно -- на "Северо-Западный GSM".<BR><BR>Вадим Пляка:<BR>"В целом развитие рынка сотовой связи вселяет оптимизм, хотя ощутимо снизились продажи оборудования NМТ. И в первую очередь, скорее всего, это негативным образом отразилось на количестве абонентов сети "Дельта Телеком". Fora Communications -- на том же уровне количество подключений осталось. Мы не заметили заметных сокращений в этом стандарте".<BR><BR>Алексей Блюмин:<BR>"Сейчас очень интересный момент во взаимоотношениях операторов и дилеров. Москва уже проходила через эту стадию. Вначале были развернуты большие продажи через дилеров, а затем операторы начали создавать собственные салоны. Похоже, то же самое происходит и в Петербурге. Эти процессы спровоцированы приходом МТС. У них уже есть опыт в Москве. И "Северо-Западный GSM" не смог не среагировать.<BR>Мы в своей политике не планируем революционных преобразований в отношениях с дилерами. На данный момент баланс интересов выстроен. Конечно, сейчас дилеры подключают намного больше GSM. Но в то же время мы видим, что клиенты идут к нам. Правда, меньший процент сейчас подключается через дилеров. На это есть объективные причины -- и начало года, и сумасшедшая реклама GSM-операторов. Я не считаю, что ситуация критична для нас".<BR><BR>"ДП":<BR>В Петербурге развернулась настоящая война цен. Есть мнение, что GSM-компании в погоне за абонентами находятся на грани безубыточности и их тарифы уже близки к расценкам на мобильную связь "дешевых" стандартов. И именно война цен сильно повлияла на то, что у Fora Communications и "Дельта Телеком" заметно снизились подключения. Это правда?<BR><BR>Максим Захарьев:<BR>"Подключения к сети нашей компании не снизились. За декабрь месяц мы продали наибольшее количество аппаратов, по данным за последние 3 года, если брать месячные продажи. При этом клиенту нужно было заплатить определенную сумму, чтобы стать нашим абонентом. Здесь никакой ужасающей отрицательной динамики нет.<BR>Касательно того, что тарифы GSM-операторов приближаются к тарифам не GSM-операторов, -- это больше миф, чем реальность. В частности, у нас существует минимальный тариф, к которому пока никто не приблизился. Мы отслеживаем ситуацию на рынке. Я не стал бы это называть войной цен. Это маркетинг. Никто не будет продавать дешевле, чем он за это платит. Поэтому, конечно, в борьбе за массового пользователя операторы в дальнейшем будут вводить некие тарифы или пакеты услуг, позволяющие захватить как можно больший массовый рынок. Так выглядит внешне, когда компания ставит задачу на данный период: набор количества абонентов и отбор этого количества друг от друга. Дальше вступят в действие обыкновенные экономические законы, и все стабилизируется".<BR><BR>Валентин Алтунин:<BR>"Мы работаем с МТС, GSM и с "Дельтой". К "Дельте" мало подключаются из-за того, что очень ограничен модельный ряд аппаратов и высока стоимость самих аппаратов. И недостаточное количество предлагаемых услуг. А народ сейчас готов сэкономить на всем, включая и первоначальный платеж при покупке телефона. В стандарте GSM очень много производителей, много маленьких трубок и невысокая цена телефона. По поводу стоимости услуг операторов GSM и "Дельты", в принципе, большой разницы я, опираясь на мнения потребителей, не вижу.<BR>Человек, которому нужна связь за городом, выбирает "Дельту": за городом это лучше всех. Из-за этого "Дельта" -- сезонный оператор, то есть весна, лето, осень. Сейчас, возможно, снижение темпов подключения связано с тем, что не сезон. К МТС большинство сейчас подключается из-за того, что МТС ввели специальный сетевой трафик".<BR><BR>Алексей Гаккель:<BR>"Я готов поддержать Fora Communications с позиции дилеров. Действительно, компания работает ровно. И у нас по количеству подключений как было -- их ни больше, ни меньше не становится. Абоненты, которые работают в сети Fora или в сети "Дельта", -- это качественные абоненты. Они знают, что им нужна либо "Дельта", либо им нужна Fora. И, несмотря на входной билет в $5 "GSM-Лайт", они на это не покупаются.<BR>Касательно "Дельта Телеком". У нас сеть из 14 магазинов, половина из которых в Ленинградской области. Соответственно, изначально мы были настроены на продажу "Дельта Телеком". Были козыри -- самая большая зона охвата в Ленобласти, отдельные тарифы для звонков по межгороду. К сожалению, "Дельта" наплевательски стала относиться к 1,5 млн населения Ленобласти. И, например, впервые уже в 2000 году у нас по областным магазинам, когда еще были дорогие sim-карты GSM, подключение GSM обогнали количество подключений к "Дельта Телеком".<BR>Но после этого появилась пятизначная нумерация "Облкома" -- "Областной сотовой", и тут "Дельта" вообще не смогла конкурировать. Это как бы результат политики. Вначале "Дельта" нацеливалась на область, потом она от области отвернулась. Соответственно, половина людей, кто подключался на "Северо-Западный GSM", действительно шли за недорогим входным билетом. Касательно рекламной акции, которая сейчас проводилась, очень часто слышно было, что люди, покупая sim-карты впрок, спрашивали: "А сколько будет жить эта sim-карта? Доживет ли она до лета?" Про МТС сейчас трудно что-то сказать, потому что 1,5 месяца оператор на рынке работает.<BR>Если говорить о Ленобласти, я считаю, что "Дельте" надо конкурировать с "Областной сотовой". Это -- два равных стандарта. У обоих SMS нет и много чего нет".<BR><BR>Вадим Пляка:<BR>"Наша главная задача -- это корректно рассказать потребителю об услугах операторов и модельном ряде.<BR>Модельный ряд телефонов в стандарте GSM считаю одним из основных преимуществ для потребителя. Поскольку, по нашим оценкам, фактически каждый второй пользователь сотовой связи является активным пользователем Интернета, и в связи с этим наличие телефонного аппарата стандарта GSM позволяет ему работать более активно и в сети. А тарифная политика МТС, внутрисетевой трафик сделали возможным наличие sim-карт двух операторов -- МТС и "Северо-Западного GSM" практически у большинства пользователей стандарта GSM".<BR><BR>Алексей Блюмин:<BR>"На самом деле я не считаю, что в Петербурге уже развернулись ценовые войны. Это впереди. Сейчас это некий миф, который выгодно поддерживать операторам GSM для создания иллюзии, что действительно связь подешевела до уровня, который устраивает всех потребителей. На самом деле у GSM-операторов нет ни одного тарифа без абонентской платы. "GSM-Лайт" -- это просто скрытая абонентская плата. Все равно человек обязан что-то заплатить, какую-то фиксированную сумму оператору в фиксированный период времени. А введение одного цента, после чего и начались разговоры о ценовых войнах, на мой взгляд, абсолютно прогнозируемый ход МТС. МТС -- публичная компания, которая оценивает по основным трем параметрам: это доходы, потенциал доходов, рост абонентской базы и интерактивный показатель, который показывает баланс между доходами и расходами компании. И МТС, естественно, надо набирать абонентов, как можно быстрее догонять GSM. И у них есть прекрасная возможность это делать, у них есть кэш-генератор, который находится в Москве. Петербург -- особый случай, но похоже, что МТС не может переключиться и делается в политике примерно тот же подход, что деньги они зарабатывают в Москве, а все остальное им нужно покрыть.<BR>Мы оцениваем и смотрим, как наши тарифы сейчас выглядят. Они, на мой взгляд, выгоднее, чем тарифы GSM для абонентов. Но есть какие-то объективные ограничения. Это стандарты, это малый выбор телефонных терминалов, это высокая стоимость от производителя, связанная с тем, что их осталось мало, которая влияет, естественно, на нас. Но в любом случае, если сравнивать все тарифы, то у GSM достаточное количество процентов -- это выше тарифы, чем тарифы "Дельта Телеком" и Fora Communications. Дилеры знают, что многие клюют на 1 цент, а сколько они потом платят? Средний счет получается выше. Человек же не звонит только внутри сети, он начинает звонить по городу. И за быстрое время накапливается $20-30".<BR>