Cеверо-Запад заждался вороха лицензий

орьба, развернувшаяся на рынке мобильной связи Петербурга, обещает обостриться с приходом третьего оператора стандарта GSM. Однако уже сегодня появились предпосылки для выдачи не только трех лицензий на стандарт GSM в Северо-Западном регионе, но четвертой

<BR><BR>орьба, развернувшаяся на рынке мобильной связи Петербурга, обещает обостриться с приходом третьего оператора стандарта GSM. Однако уже сегодня появились предпосылки для выдачи не только трех лицензий на стандарт GSM в Северо-Западном регионе, но четвертой и пятой.<BR>Уже стали аксиомой пожелания Минсвязи РФ по поводу количества лицензий на регион. Министр по связи и информатизации Леонид Рейман, ссылаясь на мировой опыт, заявил, что, когда сотовой связью пользуется 5-10% населения, места на рынке хватает только для двух операторов, свыше 10% -- для трех, свыше 18-20% -- для четырех операторов. В середине февраля 2002 года количество абонентов сотовой связи в регионе составило около 1,2 млн. Таким образом, проникновение мобильной связи в Петербурге уже превысило 22%. Впору говорить о необходимости выдачи четвертой, а то и пятой лицензии стандарта GSM на Северо-Западный регион.<BR>Основные игроки рынка мобильной связи готовы к переменам. По словам генерального директора ОАО "Санкт-Петербург Телеком" (Fora Communications) Максима Захарьева, в планах его компании развивать сети GSM в Петербурге и Ленобласти. Меморандум, подписанный между Ассоциацией-800, объединяющей операторов, работающих в сети 800 МГц и Минсвязью, предусматривает, что операторы этого стандарта должны получить лицензии на предоставление услуг стандарта GSM-1800 на территориях, где у них есть лицензии в диапазоне 800 МГц. "Компании нашей группы подобные заявки подали в июне 2001 года, и получения лицензии на Петербург и Ленобласть мы ожидаем в ближайшее время. В нашей компании произошли изменения с учредителями. "Мериком", который был основным учредителем, продал свои акции компании Теlе2, являющейся самым крупным европейским оператором сети GSM. Поэтому наше развитие именно в стандарте GSM оправдано, и другого пути просто нет", -- утверждает Максим Захарьев.<BR><B>Другой маркетинг</B><BR>Появление новых операторов стандарта GSM, по мнению участников рынка, заставит игроков пересмотреть свою маркетинговую политику: одними ценами привлечь клиента станет невозможно. Конкурентным преимуществом станут дополнительные услуги. Развитие мобильной связи в РФ идет по европейскому пути, и, например, более 50% доходов операторов, входящих в группу Теlе2, поступает именно от предоставления услуг на базе всевозможных GSM-технологий -- информационных, развлекательных, передачи данных, Интернета и т.п.<BR>По мнению генерального директора ЗАО "Северо-Западный GSM" Игоря Никодимова, специфика отрасли телекоммуникаций заключается в ее опережающем время развитии.<BR>"Операторы в России готовы к внедрению систем связи третьего поколения, а рынок -- еще нет. Это является одним из основных факторов для Министерства связи при определении порядка выдачи лицензий. Мы хорошо понимаем, что за третьим поколением будущее сотовой связи, и, развивая услуги второго поколения, как учат в школе, в уме держим "три". Целое подразделение в нашей компании работает над созданием опытной сети 3G. Потребности абонентов растут все быстрее. И здесь необходима обратная связь -- абсолютное знание того, в чем нуждаются клиенты, чего они хотят. Количество абонентов, которым необходимы дополнительные услуги, постоянно увеличивается", -- считает Игорь Никодимов.<BR><B>Качество отстает</B><BR>Однако, по мнению заместителя генерального директора ЗАО "Дельта Телеком" Алексея Блюмина, в Петербурге еще нет условий для конкуренции именно дополнительных услуг.<BR>"Только с декабря 2001 года началась жесткая конкурентная борьба в Петербурге -- впервые за 10 лет. До этого все время кто-то был в роли лидера, и двое остальных -- позади. А сейчас уже впервые мы вошли в такую жесткую борьбу, где нам действительно надо придумать новые ходы", -- считает Алексей Блюмин. По его мнению, сейчас рынок находится в стадии необходимости улучшения качества обслуживания абонентов. "МТС и GSM активно набирают абонентов. Но попробуйте просто позвонить в абонентский отдел МТС или GSM. Они не могут качественно обслуживать. До конкуренции на уровне таких дополнительных услуг им еще далеко. Нужно выстроить вначале обслуживание абонентов", -- утверждает Алексей Блюмин.<BR>По данным на середину февраля 2002 года, количество абонентов в сети ЗАО "Северо-Западный GSM" составило 850 тысяч абонентов, в сети МТС -- Петербург -- 171 тысячу абонентов, в сети ЗАО "Дельта Телеком" -- 120 тысяч, в сети Fora Communications -- 43 тысячи.<BR>