Мужской монастырь адаптируют к новостройкам

Население домов вокруг пустыря, узнав о проекте, разделилось на два лагеря. Лагерь "воинствующих атеистов" устроил скандал на собрании, где авторы проекта объявляли о будущем подворье. Не принял формы архангельского монастыря и главный архитектор города О

<BR><BR>Население домов вокруг пустыря, узнав о проекте, разделилось на два лагеря. Лагерь "воинствующих атеистов" устроил скандал на собрании, где авторы проекта объявляли о будущем подворье. Не принял формы архангельского монастыря и главный архитектор города Олег Харченко.<BR><BR><B>Мцыри</B><BR>Идея построить первое подворье архангельского монастыря появилась у Анатолия Першина, музыканта.<BR>"Так получилось, что несколько лет назад я оказался в довольно тяжелой ситуации. В то время мой друг Юрий Шевчук гастролировал в Архангельске, где познакомился с Антониев-Сийским монастырем, куда он меня и отправил на лечение. Я провел там 4 месяца, после чего мне пришла в голову мысль открыть подворье", -- рассказывает Анатолий.<BR>Подворье -- это своего рода представительство монастыря, связующее звено между миром и монахами. Издревле они открывались в целях сбора средств и материалов для "головного предприятия", организации паломничества и торговли. Правда, создавая свои приходы, они конкурировали с петербургскими храмами и потому не всегда встречали теплый прием столичных епархий.<BR>С учетом социально ориентированной концепции, принятой церковью летом 2001 года, подворье Антониев-Сийского монастыря больше чем наполовину будет работать на город. Кроме основной, домовой церкви и монашеских келий в новом подворье будут мастерские архангельских ремесел, библиотека, воскресная школа, выставочный, лекционные залы и магазин.<BR><BR><B>Со своим уставом</B><BR>Как правило, архитектура подворья не дублировала монастырь, а полностью приспосабливалась к городской среде. Но архитектор подворья Геннадий Фомичев на первом этапе решил повторить очертания архангельского монастыря (его строительство началось еще в XVI веке). По мнению архитектора, это оправдывает нарушенная традиция храмовых построек: "Отсутствие ортодоксальности в архитектуре сделало бы подворье похожим на баптистские или адвентистские строения". Стилизовать подворье под "архитектурные изыски" новостроек также невозможно.<BR>Тем не менее Олег Харченко забраковал фасады под XVII век, и Геннадию Фомичеву пришлось убрать башенки на стенах, напоминающие монастырь, и изменить пропорции. Процесс согласования все еще продолжается.<BR>Авторам подворья пришлось долго преодолевать и сопротивление граждан: ходили к Виктору Черкесову, к губернатору Владимиру Яковлеву, который, по словам Анатолия Першина, предложил готовое помещение в промзоне, рядом со спиртовым заводом, где "хоть закусывай". Только после того как митрополит Владимир попросил Владимира Яковлева оставить это место подворью, над ним разрешили работать дальше.<BR>"По генеральному плану, на этом месте все равно должно было быть общественное здание, так что в любом случае что-нибудь бы ландшафт изменило -- казино или автозаправка", -- добавляет Геннадий Фомичев. Подворья монастырей (сейчас их около десятка) появились в Петербурге с самого основания города, причем бытовала традиция возводить подворья именно в жилых кварталах: раньше в пользу колокольного звона верили больше.<BR>Так или иначе, когда начальник и настоятель подворья ездили к знаменитому старцу Николаю Гурьянову, к которому стекаются паломники уже 50 лет, -- на остров Залит, что на Псковском озере, тот сказал: "Стройте". Правда, добавил потом: "Если успеете".<BR>