00:0014 февраля 200200:00
90просмотров
00:0014 февраля 2002
С рынка лекарственных средств Архангельской области устранят большинство местных дистрибьюторов, а поставки препаратов централизуют.
<BR><BR>С рынка лекарственных средств Архангельской области устранят большинство местных дистрибьюторов, а поставки препаратов централизуют.<BR>На эксперимент по ужесточению контроля за ростом цен на покупку лекарств для лечебных учреждений области чиновниками отводится около 3 лет.<BR><BR><B>Много посредников</B><BR>Как сообщил "ДП" директор областного департамента здравоохранения Сергей Эммануилов, на рынке лекарственных препаратов Архангельской области сегодня работает более 30 различных национальных и 34 региональных дистрибьютора от общего числа по России в 2,5 тысячи.<BR>"Стратегически это -- излишнее посредническое оптовое звено, -- убежден Сергей Эммануилов. -- Для сравнения: во всей Франции таких посредников всего четыре, в Германии -- 10. Количество же поставщиков Архангельской области -- более 40.<BR>Закупки лекарств осуществляются мелкими оптовыми партиями, без конкурсов (тендеров) и, надо признать, непрофессионально, так как ни главные врачи, ни их заместители не имеют необходимого для этого уровня управленческой и профессиональной подготовки. Немногим лучше обстоят дела в тех 14 больницах области, где есть собственные аптеки, но и там закупки осуществляются лишь мелким оптом. Очень часто поставки лекарств осуществляются помимо аптек, что является нарушением действующего законодательства. Уровень недоброкачественных лекарственных препаратов, поступивших в область в 2001 году, по официальным данным, превысил 5%".<BR><BR><B>Механизм</B><BR>"Местные поставщики, как правило, ничего не покупают непосредственно у производителей, а приобретают товар у национальных поставщиков, -- сообщил директор областного департамента здравоохранения. -- В последнее время наметилась тенденция к снижению количества местных оптовиков, вытесняемых национальными дистрибьюторами, которые открывают в Архангельской области свои склады".<BR>Весь процесс закупок лекарственных препаратов для лечебных учреждений области объединяется понятием госзаказа. "Не секрет, что этот рынок сегодня является непрозрачным. Департамент здравоохранения не контролирует ни финансы, выделяемые под государственный заказ, ни товарные потоки на рынке лекарственных препаратов, -- говорит Сергей Эммануилов. -- Анализ существующего процесса ценообразования в лечебных учреждениях области показал значительный разброс цен на лекарства (за счет переплаты), что позволило нам сделать вывод: до 40% всех средств, направляемых сегодня на закупку медикаментов, расходуются нерационально. Однако поставки лекарственных препаратов -- это не просто потребительский рынок, а тот его сектор, который должен управляться государством".<BR>Полтора года назад департамент здравоохранения Архангельской области разработал новую модель обеспечения лечебных учреждений лекарствами. Согласно этой модели, главной целью является обеспечение лечебных учреждений гарантированным количеством самых необходимых лекарственных средств, так как сегодня, особенно в центральных районных больницах (ЦРБ), этого минимума нет. Новая схема состоит из двух этапов. Цель первого этапа -- обеспечить минимальный уровень финансирования поставок лекарственных препаратов на основе госгарантий. Для этого необходимо консолидировать (на уровне областного департамента здравоохранения и ФОМС) около 20-30% средств областного бюджета и средств фонда. Муниципальные учреждения здравоохранения, которые полностью финансируются из муниципальных бюджетов, в этой модели пока не участвуют.<BR><B>Следующий этап -- сформировать ограниченный</B><BR>перечень лекарственных средств (в первую очередь --сильнодействующих и дорогостоящих лекарственных препаратов), подлежащих централизованной закупке. "Мы формируем перечень, обсуждаем его совместно с руководителями лечебных учреждений, утверждаем и направляем этот перечень в лечебные учреждения, которые формируют заявки в рамках своих квартальных потребностей. Получив от них заявку, подсчитываем примерное финансирование, готовим техническое задание и проводим конкурс (открытый тендер). В итоге закупочная цена становится прозрачной для всех участников", -- прогнозирует Сергей Эммануилов.<BR><B>Без посредников</B><BR>"После проведения конкурса мы поручаем уполномоченному поставщику на основе трехстороннего соглашения заключить договоры с победителями конкурса, -- продолжил Сергей Эммануилов. -- С уполномоченным поставщиком оговаривается и размер торговой надбавки. Ему мы сразу же платим деньги за товарную обработку на складе, за доставку до аптек и за обработку в аптеке. И теперь сам уполномоченный поставщик будет платить за все услуги. Таким образом, исключаются все промежуточные этапы и товарооборот на этих этапах, а НДС будет начисляться только на первом этапе и на последнем, за торговую наценку. Это позволит существенно снизить цены на лекарства. Поставки лекарств в те лечебные учреждения, где есть собственные аптеки, пойдут с меньшей наценкой.<BR>В структуре оптового рынка лекарственных препаратов поставки на розничный рынок составляют 60%, оптовые поставки в лечебные учреждения -- около 40% (из них 20% -- поставки по жизненно важным и необходимым лекарственным препаратам)".<BR><BR><B>Централизация исчезнет</B><BR>"Нам самим не очень импонирует централизация, и мы рассматриваем нашу модель как ситуационную, связанную с нестабильной социально-экономической ситуацией в России, -- признался Сергей Эммануилов. -- Мы предполагаем, что максимальный уровень централизации, до которого мы можем дойти, -- 50%. К этому времени прояснится ситуация на рынке, будут изучены все информационные потоки, что позволит нам через 2-3 года владеть полноценной информацией о госзаказе на лекарственные препараты. А при финансово-экономической стабилизации оптимизируется соотношение субъектов рынка и мы сможем перейти от централизованных закупок к централизованному размещению заказа. В этом случае весь заказ будет объединен в единую потребность, на основе которой пройдет открытый тендер, затем с победителями-поставщиками будет заключено тарифное соглашение (примерно на год). И поставщики по единым правилам начнут работать со всей больничной сетью. Разброс цен на лекарства при этом будет очень небольшим. В то же время свободным останется розничный рынок и незапланированные поставки по оперативной потребности".<BR><BR><B>Дистрибьюторы против</B><BR>По мнению оппонентов предлагаемой департаментом здравоохранения Архангельской области модели, выпадение местных дистрибьюторов из дальнейшего процесса поставок лекарств лечебным учреждениям будет означать, что все налоговые отчисления с товарооборота теперь уйдут на федеральный уровень и в другие регионы. "Но очевидно, что те же налоги в областной бюджет будут поступать от уполномоченного дистрибьютора", -- убежден Сергей Эммануилов.<BR>Суть назревающего конфликта на рынке поставок лекарственных средств лечебным учреждениям Архангельской области директору департамента здравоохранения Архангельской области кажется достаточно прозрачной: "Местные дистрибьюторы понимают, что смогут выиграть только ограниченное количество открытых тендеров, но и то -- лишь в том случае, если договорятся с центральными дистрибьюторами о выполнении агентских функций. Кроме того, участники рынка понимают, что мы получим объективный показатель уровня цен на лекарства и эти цены будут гласными".