Экспорт леса ограничили

Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ отложил до 15 марта "сокращение" пунктов пропуска леса и пиломатериалов через таможенную границу РФ.

<BR><BR>Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ отложил до 15 марта "сокращение" пунктов пропуска леса и пиломатериалов через таможенную границу РФ.<BR>Если бы Приказ ГТК №1002 вступил в силу в положенный срок (29 января), лесоэкспортеры Северо-Запада понесли бы огромные убытки.<BR>На первый взгляд, могло показаться, что Приказ ГТК №1002 безобиден -- он указывал, через какие многосторонние пункты пропуска возможен экспорт лесо- и пиломатериалов, которые вывозятся автомобильным и железнодорожным транспортом. Но из разрешенных для экспорта леса мест исчезли все пропускные пункты на границе России с Эстонией, и значительно сократилось количество пунктов пропуска на границе с Финляндией.<BR>Таможенные брокеры пребывают в уверенности, что пункты пропуска леса на российско-эстонской границе были "забыты" вовсе не случайно. "Скорее всего, таким образом таможня пытается переориентировать грузопотоки с эстонских портов на российские. Благие намерения. Но средства выбраны неправильные. Запретами это не делается. Вернее, делается только у нас в стране. Видимо, у российских портов, пролоббировавших это решение, нет экономических рычагов для борьбы с эстонскими", -- считает главный специалист по внешнеэкономической деятельности ООО "СТМ" Валерий Глыздов.<BR>Очень скоро выяснилось, что приказ ГТК, который фактически вводил экономические санкции против Эстонии, грозит убытками не только эстонской стороне, но и российским экспортерам лесо- и пиломатериалов.<BR>Под угрозой закрытия оказались упрощенные пункты пропуска, созданные для нужд лесхозов, которым необходимо вывозить лес в определенную область Финляндии (пересекать границу в упрощенном пункте может транспорт и других предприятий, однако для этого необходимо получить специальное разрешение пограничных комиссаров двух стран).<BR>Сегодня на финском участке государственной границы действует 24 автомобильных пункта пропуска, из них только пять имеют статус многосторонних -- пересекать границу через них может любое транспортное средство.<BR>"Упрощенные пункты пропуска, согласно международным нормам, должны быть оборудованы по установленным стандартам. До 15 марта они как работали, так и работают. Но, если до этого времени в Приказ №1002 не будут внесены изменения, они будут закрыты. Впрочем, ГТК обещал разобраться отдельно с каждым упрощенным пунктом пропуска -- благо, времени еще достаточно", -- уверен вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров РФ Андрей Фролов.<BR>Перед самым вступлением приказа в силу ГТК "отыграл" свое решение назад, по крайней мере на время. Председатель ГТК Михаил Ванин внес изменения в Приказ №1002, добавив в перечень разрешенных еще несколько пунктов на границе с Эстонией и Финляндией, и перенес его вступление в силу на 15 марта.<BR>Как следует из телетайпограммы ГТК №ТФ-727 от 14.01.02, до внесения изменений в Приказ ГТК №1002 к указанным ранее автомобильным и железнодорожным пунктам пропуска лесо- и пиломатериалов добавлен еще ряд пропусков.<BR>В частности, экспортировать лесоматериалы можно через пункты пропуска Благовещенск (Благовещенская таможня), Ивангород (таможенный пост ЖДПП Ивангород Кингисеппской таможни), Печоры Псковские (таможенный пост ЖДПП Печоры Псковские Псковской таможни) и двусторонний автомобильный и железнодорожный пункт пропуска Светогорск (таможенный пост ДАПП Светогорск Выборгской таможни). Кроме того, телефонограммой ГТК №ТФ-1138 от 16 января 2002 года в перечень пунктов пропуска был включен двусторонний автомобильный пункт Салла (таможенный пост ДАПП Салла-1 Мурманской таможни).<BR><BR><B>КОММЕНТАРИЙ</B><BR><BR>"Кроме как к ухудшению экономической ситуации в лесопромышленном комплексе Северо-Запада такие меры со стороны ГТК не приведут. Даже если ГТК подозревает экспортеров в том, что они работают с нарушениями таможенного режима, то такими способами эта проблема не решается. Возить лес будут все равно, просто другими путями. Из-за того, что экспортеры будут вынуждены делать крюк для того, чтобы провезти лесоматериалы через установленные пункты пропуска, увеличится себестоимость товара, а выгоды от этого не будет никому -- ни бизнесу, ни бюджету. Я бы понял, если бы сокращались квоты по экспорту леса, но зачем сокращать пункты пропуска? На границах вырастут огромные очереди, так как, повторю, экспортировать лес будут все равно. Возможно, потоки переориентируют на морские перевозки, но это вряд ли. Те, кому поставляют лес, расположены в глубине страны, а не на берегу, а это значительный минус при перевозках морем".<BR><BR>Андрей Фролов, вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров РФ:<BR><BR>"Вопрос крайне сложный. С одной стороны, чем больше есть возможностей экспортировать лес, тем лучше для бизнеса. С другой стороны, мы понимаем и позицию Государственного таможенного комитета, так как незаконная вырубка и экспорт леса тотально растут, в том числе, кстати, и в Северо-Западном регионе. Это, между прочим, признают и в Финляндии. Позиция финской стороны, что, дескать, такие меры не дело ГТК, вообще-то, ничем не обоснована: ГТК защищает интересы России, а не Финляндии. Думаю, к моменту вступления в силу Приказа ГТК №1002, т. е. к 15 марта, этот вопрос будет решен, причем со всеми заинтересованными сторонами".