Мурманский порт продался удачно

Состоялся специализированный аукцион по продаже 22% (от уставного капитала) из 60% акций Мурманского морского торгового порта (ММТП), находящихся в федеральной собственности.

<BR><BR>Состоялся специализированный аукцион по продаже 22% (от уставного капитала) из 60% акций Мурманского морского торгового порта (ММТП), находящихся в федеральной собственности.<BR>Победителю, НК "ЛУКОЙЛ", покупка обошлась, по сообщению РФФИ, в 282,1 млн рублей.<BR>На спецаукцион выставлялись 33.194 акции номинальной стоимостью 50 копеек каждая. Реальная цена продажи -- 8500 рублей. Общая стоимость выставленных на продажу акций по начальной цене составила 282.149 тысяч рублей.<BR>Было подано семь заявок. Из них от юридических лиц пять, от физических лиц две. По итогам аукциона было удовлетворено пять заявок: от юридических лиц -- три, от физических -- две. Единая цена продажи акций составила 8501 рубль. Общая цена продажи акций ММТП составила 282.182.194 рубля.<BR>Количество оставшихся в федеральной собственности и в распоряжении Минимущества РФ акций (соответственно 25,5 и 12,5%, или в совокупности 38% к уставному капиталу) означает, что в распоряжении государства по-прежнему будет находиться контрольный пакет (50,7% от числа голосующих акций).<BR>Покупка "ЛУКОЙЛом" акций ММТП является частью стратегии компании, направленной на развитие Северного морского пути. Известно, что она -- практически владелец ОАО "Мурманское морское пароходство", в котором "ЛУКОЙЛу" принадлежит 52% акций. Пока компания перевозит всего 1/5 грузов, проходящих через Мурманский порт.<BR><BR><B>Школа выживания</B><BR>Одним из наиболее актуальных вопросов для Мурманского порта всегда было привлечение грузов. Невыгодные ж/д тарифы на экспорт уводили потенциальных заказчиков в другие порты. "Провальным по грузообороту стал 1998 год. Но спасли положение шахтеры, стуча касками на забастовках и требуя найти возможность реализации вырабатываемой ими продукции", -- говорит генеральный директор ОАО "ММТП" Валерий Никулин. В 1998 году Николай Аксененко подписал с кемеровским губернатором Аманом Тулеевым соглашение, согласно которому были установлены спецставки, равные внутреннему тарифу, на поставки кемеровского угля на экспорт. В результате через Мурманский порт начали переваливать кузбасский уголь. Динамика грузооборота пошла вверх. Основным потребителем услуг порта по перевалке твердого топлива стала итальянская компания Coeclerici Carbometal S.p.A.<BR><BR><B>Подготовка</B><BR>Чтобы уменьшить транспортную составляющую и обеспечить проход в порт большегрузных судов, потребовалось выполнить дноуглубительные работы. Итальянская компания их профинансировала в сумме $800 тысяч, на возвратной основе. После завершения дноуглубительных работ до 15 метров порт стал способен принимать суда дедвейтом до 240 тысяч тонн.<BR>В модернизацию, реконструкцию техники и капремонт инфраструктуры в 2001 году из собственных средств ММТП вложил 200,5 млн рублей, из них только на приобретение оборудования затрачено 121 млн рублей. Иначе, по словам заместителя генерального директора ММТП Анны Арутюнян, не переработать запланированный объем груза, поскольку перевалка угля является большой нагрузкой на технику.<BR>Традиционными партнерами ММТП на перевалку кемеровского угля являются на сегодняшний день такие компании, как Rozco, Coeclerici Carbometal S.p.A., Krutrade S.A., Conares Eagle Ltd. ОАО "Мурманский морской торговый порт" в 2001 году по грузопереработке вышло на уровень почти 10 млн тонн грузов. Совместно со стивидорной компанией ЗАО "Агросфера", одним из учредителей которой является ММТП, переработано 9837,8 тысячи тонн грузов. За отчетный год через незамерзающий порт было перегружено 5699,7 тысячи тонн твердого топлива против 4141,7 тысячи тонн в 2000 году. Этой "черной" работой в торговом порту удалось компенсировать отсутствие прежних объемов финансово выгодной работы по переработке череповецкой стали и глинозема. Поскольку 2000 год стал провальным для ММТП по черным металлам из-за транспортной составляющей, металлурги перешли в петербургский порт. По этой же причине едва выказывал присутствие и холдинг "Русский алюминий". В 2001 году через ММТП перевалили всего 95,2 тысячи тонн глинозема против 480,9 тысячи тонн в 2000 году.<BR><BR><B>Перспективы</B><BR>Вернулся почти с прежними объемами холдинг "Русский алюминий", казалось, основательно переориентированный на Петербург. Несмотря на то что доставка тонны глинозема в Красноярск и Братск из Петербурга дешевле, на 2002 год у компании подписан договор с ММТП на перевалку глинозема в объеме 400 тысяч тонн.<BR>ОАО "Карельский окатыш", увеличив поток продукции с 123,3 тысячи тонн в 2000 году до 189,5 тысячи тонн, в 2001 году взяло старт на повышение. В 2002 году через ММТП будет перевалено не менее 350 тысяч тонн.<BR>Этому способствовал перевод железнодорожного участка Ледмозеро -- Кочкома длиною 123 км с постоянного на переменный ток, что позволило значительно сократить потери времени и средств. В перспективе ОАО "Карельский окатыш" намерено переваливать до 1 млн тонн грузов через порт. Заключены договоры с покупателями услуг ММТП по приему большегрузных судов и перевалке кузбасского угля компаниями Rozco, Coeclerici Carbometal S.p.A., Krutrade S.A., Conares Eagle Ltd, а также с традиционными партнерами -- ОАО "Апатит" и ОАО "Ковдорский горно-обогатительный комбинат".<BR><B>Справка</B><BR>ЗАО "Агросфера" создано в 1997 году. Проектная мощность комплекса по перевалке минеральных удобрений -- 1,5 млн тонн в год. В 2001 году показатель переработки груза составил 753,9 тысячи тонн, в 2000 году -- 953,2 тысячи тонн.