Л. Тарасевич: Лишних образованных людей в обществе не бывает

В конце 2001 года состоялись выборы ректора Петербургского университета экономики и финансов. После избрания кандидатура Леонида Тарасевича была утверждена министром образования РФ.

<BR><BR>В конце 2001 года состоялись выборы ректора Петербургского университета экономики и финансов. После избрания кандидатура Леонида Тарасевича была утверждена министром образования РФ.<BR>Свое первое интервью вновь избранный на 5 лет ректор доктор экономических наук, профессор Леонид Тарасевич дал "ДП".<BR><BR>-- Каковы Ваши первые шаги в должности ректора?<BR>-- Формально весь "старый" ректорат подал в отставку, чтобы выбранный ректор мог подобрать свою команду. В новом ректорате будет несколько новых проректоров. Это не просто омоложение команды, но и поиск новых направлений работы. Наш университет 10 лет занимает первое место в рейтингах среди экономических вузов России. Но для того, чтобы вуз оставался престижным не по инерции, а по сути, необходимо опережать время и предлагать на рынке образования такие специальности, которые будут необходимы государству через 5 лет.<BR>Развитие университета -- это прежде всего поиск новых стыковых направлений образования и, соответственно, науки. Есть общегосударственная программа интеграции академической науки и вузовского образования, в которой мы ведем тему экономика и психология.<BR>Сегодня меняется структура экономических отношений, реальное производство идет на подъем, но пока инерция диктует моду и спрос на экономистов, юристов, банковских служащих. Нет гарантий, что эти тенденции сохранятся. Рост реального производства, состояние экономики и бизнеса продиктуют спрос на другие специальности. Предугадать его сегодня трудно, но возможно. И вуз должен сам планировать, чтобы его выпускники не оказались не у дел.<BR>Ведь положение вузовских выпускников, их востребованность современным социумом и бизнесом и есть самый главный показатель работы высшего учебного заведения.<BR><BR>-- Какие специальности, на Ваш взгляд, будут востребованы в будущем?<BR>-- В прошлом году мы открыли специальность экономист-переводчик. Наши специалисты прорабатывают ряд новых "стыковых" специальностей, которые мы предложим уже в будущем учебном году.<BR>Наступают такие времена, когда самыми востребованными будут люди, имеющие специальности, находящиеся на стыке разных наук. Скажем, экономики и юриспруденции, экономики и лингвистики, экономики и психологии, экономики и математики или программирования.<BR>Сегодня интенсивно развиваются области управления человеческими ресурсами. В принципе, всеми процессами управляют люди, и руководителю очень важно знать и экономику, и психологию. Для государства всегда актуально иметь грамотных управленцев, которые четко разбираются и в экономике, и в политологии. Мы собираемся все это учесть.<BR><BR>-- Ощущаете ли вы помощь государства и какова его роль в определении необходимых профессий?<BR>-- Сегодня мы действительно стали ощущать помощь государства. Если с 1995 по 2000 год все вузы не получали ничего, кроме финансирования минимальной зарплаты преподавателей и стипендий. Это не только мы, но и все вузы. Отсюда огромные задолженности по коммунальным платежам, которых у нас, кстати, не было. Мы платили за свет и воду из внебюджетных средств.<BR>Начиная с 2001 года статьи на коммунальные услуги оплачиваются на паритетных началах с внебюджетными средствами. Появились статьи на закупку оборудования, на компьютерную технику. Повышена зарплата профессорско-преподавательскому составу. У нас в вузе -- на 64%, если учесть, что мы платим социальную надбавку в размере 50% от оклада, то это существенное увеличение оплаты.<BR>Государственное регулирование в советское время было не только и даже не столько через распределение, поскольку распределяли тех, кого уже подготовили, а через план приема. Или через государственный заказ, который вводится вновь. Это касается только бюджетных мест. Государство оплачивает те услуги вузов, которые оно считает необходимыми в данный момент.<BR>Но еще есть и очень важный сегодня рычаг регулирования в руках потребителя образовательных услуг, то есть самих студентов или, точнее, их родителей, у которых есть средства.<BR>Люди, достигшие определенного положения, сами определяют, кем должен стать их ребенок. Что соответствует рыночным условиям и в какой-то степени должно учитываться высшей школой.<BR><BR>-- Не слишком ли много сегодня предложений получить высшее образование?<BR>-- Я считаю, что образованных людей в обществе лишних не бывает. И если есть возможность дать образование большинству или даже всем -- а есть государства, как, например, Япония, где этот вопрос решается -- это правильно. В западных странах, да и в России -- с одной стороны, безработные, с другой -- спрос на высококвалифицированную рабочую силу. Эра высоких технологий требует подготовленных работников. Поэтому мне импонирует позиция тех правительств, которые ставят образование приоритетным направлением своей политики. Они сохраняют и развивают мозг нации.<BR><BR>-- Но ведь качество высшего образования в городе в целом снижается?<BR>-- Думаю, что это не совсем так. Нужно говорить о каждом отдельном вузе. Не важно, государственный вуз или негосударственный, важен уровень образования, который вуз обязан обеспечивать. Хотя негативная тенденция присутствует, и это меня, как и других ректоров, беспокоит.<BR>Во многих случаях есть только видимость названия высшей школы. Сейчас есть приказ министра и разработаны определенные нормативы для аттестационных вузовских комиссий. Они должны ответить на два вопроса: имеет ли вуз право называться высшим учебным заведением в принципе, и второе, соответствует ли он выбранному типу вуза.<BR>По закону, существует три типа: институт, академия, университет. Разработаны количественные показатели, достаточно четкие разграничения между типами учебных заведений. Сколько профилей должно иметь высшее учебное заведение, соотношение количества преподавателей и студентов, докторов наук и преподавателей, количество профессоров. Критерии жесткие. Целый ряд существующих вузов просто не выдержат такой оценки. Причем даже не только негосударственные вузы, но и некоторые уважаемые институты, которые поторопились стать университетами, когда никто не обращал на это внимания.<BR>Новые вузы уже будут проходить аттестацию по новым правилам, а существующие вузы проходят аккредитацию раз в 5 лет, следовательно, если будут строго соблюдаться критерии, можно ожидать, что в течение 5 лет будет наведен относительный порядок.<BR><BR>-- Поддерживаете ли вы отношения с выпускниками?<BR>-- Мы всегда радуемся успеху наших выпускников. Сколько бы мы ни говорили, что мы выдающийся университет, с колоссальной научной базой и высоким рейтингом, но если наши выпускники не способны в государстве вершить серьезные дела, то грош цена всем рейтингам и хвалам.<BR>Есть много частных критериев успеха вуза, но обобщающий -- это судьба выпускников, их профессиональный уровень.<BR>Достаточно много говорят о наших преуспевающих выпускниках, которые занимаются частным бизнесом, занимают государственные посты, но я бы хотел прежде отметить наших выпускников, которые достигли многого, занимаясь наукой. Известные ученые-экономисты, ректоры, руководители кафедр -- очень многие вышли из Финэка. Это ведь и развитие экономической науки, и развитие экономического образования -- это воспроизводство того и другого. И они не менее важны.<BR>В ряде структур города мы имеем филиалы кафедр. Кафедра банковского дела, например, имеет филиал в ГУ ЦБ по Петербургу. Начальник ГУ ЦБ по Петербургу Надежда Савинская, недавно защитившая докторскую диссертацию, является заведующим филиалом кафедры, она ведет занятия. И благодаря выпускникам наши студенты имеют такую серьезную базу практики.<BR>