Губернатор снял грусть с полиграфистов

Вчера губернатор Петербурга Владимир Яковлев пообещал отдать предпочтение местным полиграфистам при размещении заказов на печатную продукцию к 300-летию Петербурга.

<BR><BR>Вчера губернатор Петербурга Владимир Яковлев пообещал отдать предпочтение местным полиграфистам при размещении заказов на печатную продукцию к 300-летию Петербурга.<BR>Это заявление прозвучало на открывшемся Форуме полиграфистов Петербурга.<BR>Вероятно, таким образом глава города попытался поднять настроение более чем 100 участникам мероприятия. "Чего вы такие скучные? Нужно оптимистично смотреть вперед", -- улыбнулся губернатор. На поддержку полиграфии Петербурга бюджет ежегодно выделяет 8-10 млн рублей. Сами предприятия вложили в свое развитие в прошлом году более $50 млн инвестиций.<BR>Предстоящий юбилей стал и одной из причин появления год назад Союза полиграфистов Петербурга (сегодня насчитывает 49 членов), который создавался при поддержке городской администрации для доступа к праздничному заказу.<BR><BR><B>Проблемы</B><BR>Однако, судя по выступлениям участников, за прошедший год существующие в отрасли проблемы не решены. Также остро не хватает хороших специалистов, по-прежнему импорт печатной продукции в Россию более предпочтителен, чем бумаги, что ставит отечественную типографию в проигрышное положение. Также оставляет желать лучшего консолидация сил участников рынка в отраслевых союзах и ассоциациях. Это приводит к тому, что каждая компания в отдельности наступает на одни и те же грабли.<BR><BR><B>Программная помощь</B><BR>Среди программ развития отрасли, которые реализует Минпечати, -- адресная программа поддержки государственных типографий, а также программа приватизации полиграфических мощностей.<BR>Первая программа "Поддержка полиграфии и книгоиздания в России" (см. "ДП" №227/01, www.dp.ru) гарантирует ГУП "Санкт-Петербургский государственный газетный комплекс" и ГП "Печатный двор" получение федеральных средства на протяжении 2002-2005 годов. Данная инициатива чиновников неоднозначно воспринимается участниками рынка. Так, Борис Кузьмин, президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов, уверен, что таким образом помощь оказывается не самым эффективным предприятиям. "Раздавая всем понемногу, не происходит концентрации на наиболее конкурентных направлениях", -- считает он. По оценкам чиновников, для того, чтобы перевести российскую полиграфию на конкурентные рельсы, необходимо вложить порядка $1 млрд.<BR>Программа приватизации типографий, по словам начальника управления полиграфической промышленности Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Евгения Марголина, будет вестись с таким расчетом, чтобы социально значимые ГУП, которые печатают общероссийские газеты или учебную литературу, оставались под контролем государства. "Реализация планов приватизации в отрасли не имеет временных ограничений", -- отметил он.<BR><BR><BR><B>Статистика</B><BR>В Петербурге работает более 500 лицензированных полиграфических предприятий. Предприятия полиграфической отрасли Петербурга занимают 10-15% общероссийского рынка, обеспечивая годовой объем продаж около $150 млн.<BR>Главным поставщиком полиграфических услуг остается Москва.<BR>При этом на наиболее прибыльных секторах концентрируются частные компании, в отличие от предприятий госсектора.<BR>Насыщенность российского рынка типографиями крайне мала. По сравнению с развитыми странами, где на одного печатника приходится 6-8 тысяч жителей, в РФ ощущается практически трехкратная нехватка.<BR>На свое перевооружение полиграфисты страны (изношенность основных фондов достигает 75% при норме 65%) потратили в прошлом году порядка $150 млн. Высокая изношенность оборудования влечет за собой еще одну негативную черту, что, правда, характерно для всех отраслей промышленности РФ, -- низкую производительность труда (не более 43-45%).