Аман Тулеев: "Усть-Луга -- порт практически наш"

"В прибалтийских портах творится беспредел, поэтому мы очень заинтересованы в Усть-Луге", -- не скрывает "местнического" интереса губернатор Кемеровской области Аман Тулеев.

<BR><BR>"В прибалтийских портах творится беспредел, поэтому мы очень заинтересованы в Усть-Луге", -- не скрывает "местнического" интереса губернатор Кемеровской области Аман Тулеев.<BR>После скандальных заявлений президента ОАО "Холдинговая компания "Соколовская" Александра Драничникова о прекращении финансирования строительства угольного терминала в порту Усть-Луга (см. "ДП" №02/02, www.dp.ru), Аман Тулеев рассказал "ДП" о своей позиции в "портовом" вопросе.<BR><BR>-- Вам наверняка известна ситуация, которая сложилась в порту Усть-Луга с финансированием строительства угольного терминала. "Соколовская" отказалась финансировать строительство до решения вопросов собственности...<BR><B>-- На месте Правительства я бы отдал контрольный пакет ОАО "Ростерминалуголь" компании "Соколовская". Она доказала свои</B><BR>возможности: вложилась в строительство терминала, добыла уголь, строит железнодорожные развязки. У государства руки не дойдут, а терминал нужен. Газа в России осталось приблизительно на 50 лет, после чего все перейдут к углю. Уже сейчас в США 90% электроэнергии вырабатывается через уголь, в Китае -- 85%. У нас же продолжают использовать газ. Что происходит в Кузбассе? Уголь не востребован. У нас сейчас на складах лежит 6 млн тонн. Нужно отправлять его на экспорт, но для этого нужно, чтобы цена на уголь была конкурентоспособной. Мы очень много теряем на железной дороге и в портах. Вроде бы нашли решение -- Усть-Луга. Так что я полностью поддерживаю "Соколовскую", потому что там, где действует настоящий собственник, дела идут.<BR><BR>-- Каким образом сейчас экспортируется кузбасский уголь?<BR>-- На экспорт в ближнее зарубежье весь уголь перевозится по железной дороге, а в дальнее -- 80% идет через порты. Основные грузопотоки идут через порты Находка, Мурманск, Туапсе, Петербург. Также уголь экспортируется через порты Выборг и Высоцк.<BR>Экспорт угля растет: за 2001 год составил 28,6 млн тонн, что на 6 млн тонн больше, чем в 2000-м. Из них 14,3 млн -- в дальнее зарубежье (за 2000 год -- 12,1 млн тонн).<BR>Экспортируется уголь в 24 страны мира. Наибольшее количество отправляется в Ливан, Великобританию, Финляндию, Турцию, Испанию, Германию.<BR><BR>-- Что означает для Вас строительство новых портов, в частности порта Усть-Луга?<BR>-- Кузбасс находится в центре Российской Федерации. Получается, что около 4 тысяч км до западного морского порта и столько же до восточного. Обидно, когда этот уголь добыли, переработали, погрузили в вагоны, проехали такое расстояние и плюс еще в порту начинаем терять стоимость угля. Для нас порт -- это все, если не будет портов, мы застреваем внутри России и нет смысла добывать уголь в таком количестве. Поэтому за строительством порта Усть-Луга мы внимательно следим, мы очень рады, что холдинговая компания "Соколовская" принимает непосредственное участие в строительстве угольного терминала этого порта. Перед ними начинала строительство компания "Росуголь". Это был правильный государственный шаг. В то время, когда закрывались шахты, когда во всех шахтерских регионах творился беспредел, было принято верное решение по строительству порта Усть-Луга.<BR>Этот порт практически наш и построен под Ерунаковское месторождение. Так что мы даже заинтересованы в дальнейшем строительстве порта Усть-Луга, а точнее -- угольного терминала. Смотрите -- из этих 28 млн тонн экспортированного в прошлом году угля около 10 млн тонн вывозилось через порты Прибалтики. Эта схема нам очень невыгодна. Прибалты -- хозяева, которые диктуют свои условия.<BR>В портах творится беспредел. В самих портах мы теряем большие деньги, и даже если на $1 увеличивают стоимость перевозки 1 тонны угля, то наш уголь становится неконкурентоспособным. Тогда американский, латиноамериканский уголь занимает рынки вместо нашего.<BR>Если наш уголь пойдет через Усть-Лугу, мы сэкономим на 1 тонне $3 -- это значительная сумма.<BR><BR>-- Надолго ли хватит кузбасского угля для загрузки ленинградских портов?<BR>-- Ресурсы геолого-промышленного района в районе Ерунаковского месторождения оцениваются геологами в 153 млрд тонн угля до глубины 600 метров, что составляет 24% от ресурсов всего Кузбасса. При этом разведанные запасы в этом районе, учтенные госбалансом, на сегодня составляют 18 млрд тонн, из которых 19%, или 3,5 млрд тонн, приходится на коксующиеся угли.<BR>Чем он ценен, так это неглубокими залежами. Здесь не надо, как в Донбассе, лезть на 3-5 км под землю. Себестоимость угля -- дешевая. При такой себестоимости важно, чтобы были низкие железнодорожные тарифы и услуги в порту. Тогда мы становимся конкурентоспособными на внешнем рынке.<BR>Угольный терминал в Усть-Луге -- это подарок прежде всего России, потому что сейчас Кузбасс добывает 50% всех российских углей и 90% коксующихся российских углей. В то же время в порту предполагается проведение предпродажной подготовки угля.<BR><BR>-- Есть ли в Кузбассе еще угольные компании, помимо "Соколовской", которые готовы принять участие в строительстве угольного терминала в Усть-Луге или других ленинградских портов?<BR>-- Сейчас мы подключаем уже другие объединения. В перспективе терминал в Усть-Луге будет рассчитан на перегрузку 8 млн тонн угля ежегодно. Что касается наших потребностей, то нужно увеличить его мощность до 20 млн тонн ежегодно. Сейчас уже подключается НПО "Прокопьевскуголь". Собственники "Прокопьевскугля" принимают участие в развитии порта Высоцк: приобретают технику для разгрузки угля из вагонов и погрузки его на суда, занимаются дноуглублением порта.<BR>Рассматривается вопрос о том, чтобы присоединился ХК "Кузбассразрезуголь" --одна из наших мощнейших угольных компаний. Мы начинаем сводить угольные компании вместе. Но уже придется вместе с главой холдинга "Соколовская" Александром Драничниковым определяться с вопросами собственности данного терминала.<BR>В то же время кроме уже перечисленных компаний поставки угля на бытовые и энергетические нужды Ленинградской области и Петербурга осуществляют компании "Облкемеровоуголь" и "Южный Кузбасс".<BR>Раз есть порт, значит, есть и рынок сбыта -- нужно увеличивать добычу угля в Кузбассе. Сейчас мы в самом Ерунаковском месторождении уперлись в то, что уголь есть, а вывезти его по железной дороге не можем.<BR>Нужно увеличивать пропускные способности железнодорожной станции, заниматься реконструкцией пути. Уже сейчас идет реконструкция станций Ерунаково и Терентьевская (Кемеровская область). По этому поводу подписан контракт между МПС, Западно-Сибирской железной дорогой, ХК "Соколовская" и администрацией Кемеровской области.<BR>Таким образом, все должны вкладываться в строительство станций и реконструкцию путей. Нам бы хотелось, чтобы станцию Ерунаково забрала себе "Соколовская", но этот вопрос сейчас в стадии проработки. По крайней мере уже сейчас мы выдаем лицензии на добычу угля в этом районе только тем компаниям, которые будут вкладывать средства в железнодорожное строительство -- станции Терентьевской и подъездных путей, которые ведут к шахтам "Соколовской". Чтобы не получилось так, что пути отремонтировала "Соколовская", а уголь по этим путям возят соседние добывающие компании.