Смольный зачистит метрополитен

Будущее торговли в петербургском метро становится туманным. Власти города намерены отказаться от практики массовой подземной торговли.

<BR><BR>Будущее торговли в петербургском метро становится туманным. Власти города намерены отказаться от практики массовой подземной торговли.<BR>По словам Ирины Потехиной, исполняющей обязанности председателя Комитета по печати и связям с общественностью администрации Петербурга, которые прозвучали на прошлой неделе в Доме журналистов, у нее был трудный разговор с губернатором Владимиром Яковлевым, который ратует за закрытие торговли в метро. "Все будет идти к тому, чтобы минимизировать торговлю в метро", -- заявила она. <BR><BR><B>Старая песня</B><BR>Торговые точки в метрополитене уже закрывались в начале сентября 1999 года. Это было сделано на основании Распоряжения губернатора "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности на территории Петербургского метрополитена" (см. "ДП" №121/99, www. dp.ru).<BR>Затем большинство из 945 ларьков были открыты. Решение о возвращении в метрополитен торговли принималось губернатором с учетом результатов работы специальной комиссии, созданной в целях проверки на безопасность находящихся под землей ларьков.<BR>Как следовало из заявлений высокопоставленных чинов ГУВД, "торговлю в метро возобновили только те организации, которые смогли доказать, что они не представляют опасности и открыты для контроля в любое время". Кроме того, торговцы оплачивают дополнительные посты милиции в метро и частично -- усиленный вариант несения службы, а также сами участвуют в охране объектов метро.<BR>К предпринимателям были предъявлены не только дополнительные требования в части усиления режима охраны, но и связанные с инженерным оборудованием торговых точек.<BR>В соответствии с концепцией реконструкции торговых зон метрополитена, с июля 2001 года прекращена выдача разрешение на открытие отдельно стоящих торговых объектов на территории всех 56 станций подземки.<BR>По словам Игоря Ермаченко, заместителя начальника службы организации и развития договорных отношений ГУП "Петербургский метрополитен", к юбилею города на всех станциях в основном должны появиться торговые зоны, гармонирующие с внешним обликом станций, в которых не будет места отдельным ларькам, лоткам и бабушкам, занимающимся индивидуальной торговлей.<BR><BR>Тысячи "квадратов"<BR>Территория, которую занимает метрополитен, передана ему городом в 49-летнюю аренду.<BR>Ежеквартально метрополитен перечисляет на счет КУГИ плату за использование земельного участка. К примеру, в I квартале 2001 года эта сумма составила 4,7 млн рублей.<BR>На основании договора с КУГИ подземка имеет право сдавать в аренду предпринимателям часть территории в вестибюлях, переходах станций, а также свои нежилые помещения. Всего сдано в аренду более 7000 м2.<BR>Для сравнения, торговая площадь одного из крупнейших универмагов города, ТПФ "Пассаж", равна 5737 м2. Как сообщили в метрополитене, частично затраты на аренду компенсируются со стационарных объектов, расположенных в подземке, с которых собирается арендная плата точно по тем же ставкам, по которым метро платит за землю в КУГИ.<BR>С нестационарных объектов (лотки) берет больше, чем с остальных, тем самым имея дополнительный доход. Также метрополитен имеет возможность зарабатывать на сдаче в аренду своего нежилого фонда. В настоящее время структура основных доходов метрополитена представлена двумя составляющими: 35% поступает из городского бюджета в виде компенсации за проезд граждан, имеющих право ездить бесплатно, другие 65% -- плата жителей за проезд. Еще 10% составляют дополнительные доходы от рекламы и аренды. Размер отчислений за аренду площадей в Петербургском метрополитене назвать не смогли.<BR>По словам Ирины Воробьевой, заместителя начальника по экономике ГУП "Петербургский метрополитен", в 2001 году подземка получила компенсацию за льготников в размере 620 млн рублей. Путем несложного математического подсчета можно высчитать, что доход от рекламы и аренды в 2001 году составил около 177 млн рублей.<BR>В настоящее время, по словам Игоря Ермаченко, метрополитен имеет с предпринимателями 386 договоров аренды.<BR>Крупнейшие из них -- компании "Метротрейд", "Лакомка", "Афганвет". Всего на территории метрополитена (с учетом субаренды) расположилось порядка 800 арендаторов.<BR>"Основная часть расходов по метрополитену для нас -- это не арендная плата, а обслуживание торговой точки (уборка, вода, свет. -- В.Ц.)", -- говорит Сергей Маркелов, директор ООО "Метропресс".<BR>По словам Павла Комарова, исполнительного директора НП "Арендаторы торговых площадей Санкт-Петербургского метрополитена", расходы на обслуживание с прошлого лета подскочили не менее чем на 10%.<BR><BR><B>Нехватка магазинов</B><BR>По данным Комитета по потребительскому рынку администрации Петербурга (ныне управление в Комитете по экономическому развитию, промышленной политике и торговле), общая площадь городских торговых помещений Петербурга составляет 3,3 млн м2, из них полезная -- 1,2 млн м2.<BR>По градостроительному нормативу, действующему в России, на 1000 жителей должно приходиться 280 м2 торговых площадей (из них 120 м2 должно отводится под продовольственные магазины). В 2001 году уровень обеспечения населения Петербурга торговыми площадями составил 115% (в 2000 году эта цифра составляла 100,5%).<BR>Несмотря на то что в прошлом году открыто 354 предприятия стационарной розничной торговли и 50 реконструировано (615 и 150 предприятий соответственно в 2000 году), число магазинов в Петербурге продолжает расти. Несмотря на это, специалисты считают, что до полного насыщения рынка далеко. <BR>Учитывая, что в городе проживает 4,6 млн человек, на каждого из них приходится около 0,7 м2 торговых площадей (эта цифра в 5 раз меньше, чем в Хельсинки, и в 2 раза меньше, чем в среднем по Великобритании).