Первый раунд "сотовых" боев завершен

Кубок СПб 2001 года

<BR><BR><B>Кубок СПб 2001 года</B><BR><B>по привлечению новых абонентов</B><BR><BR><BR>МТС GSM<BR>Пришло время собирать камни. Канун Нового года в конкурентной борьбе за Кубок СПб, как и ожидалось, выдался жарким. Напомним: до 25 декабря казалось, что ситуация "устаканилась" и стороны успокоились достигнутым. Но в этот день команда МТС объявила о беспрецедентном снижении исходящего звонка внутри собственной сети в пределах петербургского коммутатора до 1 цента. Подобный маркетинговый ход вызвал даже зависть у абонентов МТС в столице. Петербуржцы, слегка оторопев от контратаки, пообещали абонентам новогодний сюрприз, и через пару дней "Северо-Западный GSM" сообщил о введении посекундной тарификации со второй минуты. Причем руководство компании категорически отказывалось называть свой шаг ответом на московский "одноцентовик". Плюс к этому нововведение не распространилось на тариф "Простой", таким образом "Северо-Западный GSM" продолжил экономическое выдавливание абонентов с тарифа, на котором существует 10 первых бесплатных секунд разговора.<BR>По данным "ДП", петербургская команда была технически готова ввести "посекундку" еще в ноябре этого года, но держала ее в запасе до последнего. Кстати, по данным аналитиков телекоммуникационного рынка, подавляющее число разговоров по мобильному телефону не превышает 1 минуты.<BR>Со счетом 7:8 в пользу МТС "ДП" ушел на новогодние каникулы 28 декабря. Вплоть до 31 декабря команды продолжали обмениваться контрударами. Поначалу "Северо-Западный GSM" на несколько часов 31 декабря снизил до 7 центов исходящие местные звонки и звонки в Ленинградскую область. Объявление этой акции 28 декабря привело к сравниванию счета до 8:8. Последнее слово тем не менее осталось за москвичами. В последний день 2001 года -- 31 декабря МТС объявили о продлении акции по бесплатному подключению к сети до конца января 2002 года. Гол засчитан.<BR><BR>Забитые ранее голы GSM:<BR>1. Внутрисетевой роуминг с Москвой (октябрь 2001 г.).<BR>2. Маркетинговая акция с применением отмены платы за подключение до 10 января 2002 г. (с 28 ноября 2001 г.).<BR>3. Снижение тарифов (с 1 декабря 2001 г.).<BR>4. Изменение условий работы с дилерами (ноябрь 2001 г.).<BR>5. Автогол МТС. Перенос торжественного запуска сети с 5 на 11 декабря.<BR>6. Досрочное преодоление планки 600.000 абонентов (декабрь 2001 г.).<BR>7. Посекундная тарификация со второй минуты.<BR><BR>МТС:<BR>1. Массированная рекламная кампания (ноябрь 2001 г.).<BR>2. Внутрисетевой роуминг (конец ноября 2001 г.).<BR>3. Выставка "МТС-Экспо" в Гранд-отеле "Европа" (4-5 декабря 2001 г.).<BR>4. Стимулирование конкуренции на рынке корпоративных клиентов (декабрь 2001 г.).<BR>5. Новые тарифные планы (unlimited и 10-секундная тарификация), никогда не использовавшиеся "Северо-Западным GSM" (11 декабря 2001 г.).<BR>6. Массовая промоушн-акция (11 декабря 2001 г.).<BR>7. Введение внутрисетевых одноцентовых разговоров (с 25 декабря 2001 г.).<BR>8. Снижение некоторых базовых тарифов на планах "Фирма+", "Элита" и "Рациональный" (с 25 декабря 2001 г.).<BR>Примечание: Субъективное мнение судейской бригады "ДП" корректировке не подлежит.<BR><BR><B>В качестве постскриптума</B><BR>Организовав проведение Кубка СПб между сотовыми операторами, редакция "ДП" отдавала себе отчет, что при любом исходе матча можно будет кинуть камень в наш огород.<BR>Будь то продвижение какой-либо из команд или (при ничьей по окончании) боязнь присудить победу из-за возможности потерять крупного рекламодателя. Тем не менее мы пошли на этот шаг из-за пристального интереса к конкурентной борьбе сотовиков со стороны бизнес-сообщества. В результате этой акции появилась вполне стройная картина, достойная быть иллюстрацией к любому учебнику по маркетингу. К примеру, в главе "Выход на монопольный рынок".<BR>Футбольная методика подсчета конкурентных выпадов не является совершенной, так как не отражает отдачи, получаемой за счет маркетинговых акций. Обе команды перевыполнили свои планы по привлечению абонентов. На конец 2001 года МТС набрали 50.000 абонентов (план 30.000), а "Северо-Западный GSM" -- более 700.000 (план 600.000). К 11 января число абонентов МТС достигло 60.000, "Северо-Западного GSM" -- 800.000. По оценкам сотрудников специализированного Интернет-издания "Сотовик", "Северо-Западный GSM" за 6 недель предновогодней акции подключил 250.000 абонентов, что является новым российским рекордом среди сотовых операторов. Общий итог для городского рынка сотовой связи -- увеличение объема абонентской базы на 30% за 1,5 месяца (!). Вот он -- ощутимый итог конкурентной борьбы.<BR>Противостяние между МТС и "Северо-Западным GSM" будет активно продолжаться и в наступившем 2002 году. В интересах обеих компаний "снять сливки", то есть привлечь под свои знамена подавляющую часть платежеспособных абонентов. Это объясняется ожидаемым появлением третьего GSM-оператора. Либо в виде компании "ВымпелКом" (заявка находится на рассмотрении в Минсвязи), либо в виде компании "Санкт-Петербург Телеком" (FORA Communications). Последняя должна получить лицензию на предоставление услуг в стандарте GSM-1800 в обмен на расчищаемую под цифровое телевидение полосу частот в диапазоне 800 МГц, где сейчас работает FORA. (А.Е.)