Гори все синим пламенем, а также -- красным, зеленым, серебряным

Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Но настоящие звезды прячутся за тучами, да и днем их нет. Если хочется, "чтобы обязательно была звезда", пора "зажигать" фейерверк.

<BR><BR>Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Но настоящие звезды прячутся за тучами, да и днем их нет. Если хочется, "чтобы обязательно была звезда", пора "зажигать" фейерверк.<BR><BR>В отдалении раздается приглушенный взрыв, и в ночное небо выбрасывается сноп желто-оранжевых искр, заканчивающийся в верхней части шаровидной вспышкой из сверкающих нитей синего и зеленого цвета. Следующая вспышка рождает неровную дугу из красных лент с ливнем белых и золотистых искр. Третья образует лавину ярких белых молний и сопровождается громоподобным шумом.<BR><BR>Подобные зрелища в течение нескольких веков были обычным явлением во время крупных праздников. Старейший пиротехнический состав -- черный (или дымный) порох был изобретен в Китае более 1000 лет назад с целью использования его в простейших ракетах и шутихах, и формула его, по существу, не претерпела изменений на протяжении веков: черный порох остается практически единственным химическим изделием, в котором сегодня применяются такие же компоненты, в такой же пропорции, который изготавливается по такой же технологии, как и во времена Колумба. Открытие (1883 год) и столетие Бруклинского моста через реку Ист-Ривер в 1983 году сопровождались фейерверком, столетие статуи Свободы также не обошлось без яркой демонстрации пиротехнического искусства. Простейшие фейерверки производились более тысячи лет, однако лишь в XIX веке были найдены яркие цветообразующие соединения. Составы для фейерверков сохранялись в тайне как фамильные секреты и передавались по наследству из поколения в поколение. Поэтому в США, например, в производстве, связанном с созданием фейерверков, доминируют несколько фамилий: Груччи (Нью-Йорк), Замбелли (Пенсильвания), Роцци (Огайо) и Соудза (Калифорния). В Японии очень известна компания Коа Fireworks.<BR><BR>История фейерверков Государства Российского родилась вместе с идеей Петра I перенести Новый год с сентября на январь. Нарисованные в небесах лучистые картины и фонтаны действовали гипнотически, увлекая в неведомое светлое будущее сильнее, чем немецкое платье и голые подбородки. Иногда Петр собственноручно устраивал "огненные пирамиды", но был у него и специальный стрелецкий полк, в задачи которого входило ознаменовывать фейерверками все победы и празднества, и главный "прометей" -- Иван Феоктистов. Говоря нынешним языком, Феоктистов был стопроцентный стармейкер, 10 лет запускавший солнце и звезды в насыщенных льдом и снегом небесах северной дикой столицы. Колоритный обер-фейерверкер, который от частого зажигания на голове плошки с "прометейским огнем" в 30 лет сделался абсолютно лыс.<BR><BR>Во времена советской России фейерверками знаменовались только самые важные государственные праздники. Гражданам, желающим с "огоньком" отметить менее значительные события в жизни государства, как-то: Новый или Старый Новый год, оставалось довольствоваться примитивными хлопушками, бенгальскими огнями и ракетницами одноразового использования. К счастью, все это в прошлом.<BR>Несколько лет назад на юбилей города Хабаровска японский мастер фейерверков показал многочасовое шоу -- пушки, выставленные вокруг города и на площадях, поочередно выбрасывали изумительные по красоте заряды. Салюты распускались разноцветными экзотическими цветами, искры образовывали буквы, ослепительная белая стрела превращалась в медленно стекающий золотой дождь. Японец доказал, что фейерверк -- это не просто способ пошуметь. Фейерверк -- это настоящее Искусство. Фрагменты этого шоу, записанные на пленку, стали заставками, фирменным знаком Хабаровского ТВ. Все, кто их видел, в один голос говорят: "Теперь мы знаем, к чему стремиться". Потому что роскошный фейерверк перестал быть привилегией государства. Салют, устраиваемый компанией (не обязательно крупной и не обязательно компанией, в смысле -- фирмой), становится хорошей традицией.<BR><BR>Современная пиротехника способна придать ослепительное очарование новогодней ночи, где бы она вас ни застала -- в городе, на даче или же у елки в лесу. И не только новогодней -- подойдут и день рождения (любимой фирмы или любимого человека), и детский праздник, и годовщина свадьбы.<BR><BR>Шоу от холодных мини-фейерверков, которые можно организовать в клубе или ресторане, до огромных салютов высотой до 300 метров, а также всевозможные пиротехнические фигуры -- сердца, мельницы, колеса, вертушки, елочки, павлиньи хвосты украсят любое торжество. Специально "С днем рождения" создан 16-зарядный салют с веером 4 на 4, рассыпающийся золотым дождем, с красными вспышками и серебряным мерцанием. К "Новому году" подойдут салюты с золотыми пальмами, на "Свадьбу" к пальмам добавятся звездочки.<BR><BR>Мастера делают с небом все, что захотят: могут "изобразить" на нем имя (или фамилию) любимой или любимого (в том числе -- дорогого начальника!) фейерверком. Или сразить всех своим остроумием -- "нарисовать" фейерверк со словами любимого анекдота. Фейерверк может выполнять как развлекательную, так и коммерческую функцию: название фирмы, написанное огненными вспышками в ночном небе, не только порадует сотрудников, но и заинтересует случайных прохожих -- потенциальных клиентов.<BR><BR>Фейерверки пускают в любую погоду и любое время суток -- они бывают разными. Одни дают красивый сильный свет со спокойным сильно окрашенным цветным пламенем -- они называются пламенными и служат для освещения живых картин, зданий, декораций, шествий, гуляний. Пламенные фейерверки дают огонь непосредственно из гильзы (бенгальские огни, фонтаны, форсы и пр.), но могут давать пламя и на известной высоте (ракеты, римские свечи и др.).<BR>Другие фейерверки дают эффектный сноп искр и называются искристыми -- бриллиантовые иглы, пчелиные рои, солнце, огненные колеса и пр. Искристые фейерверки представляют собой смесь тонкого пороха с крупными "опилками", выбрасываемыми в воздух во время сжигания в виде раскаленных искр. Угольные опилки дают обыкновенные искры, чугунные -- красивые белые снопы искр, стальные опилки придают искрам красноватый оттенок, медные -- зеленоватый и т.д. Третьи фейерверки рассчитаны на шумовые эффекты (марсов огонь, пушечный выстрел, шлаги, бураки, шутихи и т.д.). Эти три "способа" можно комбинировать: "ВДВ" и "Буря в пустыне" представляют собой зарядные салюты с разноцветными вертушками, спускающимися в сторону земли на разноцветных парашютах, "Змей Горыныч" -- салют с поднимающимися от земли серебристыми огненными столбами искр с громким треском, "Корона Российской Империи" -- красные поднимающиеся по спирали кометы, разрывающиеся красным салютом с оглушительным треском.<BR><BR>Фейерверк -- произведение инженерно-пиротехнической мысли. Высотный снаряд выстреливается из "пушки" (мортиры) и производит вспышку света, сопровождаемую громким взрывом. Содержащийся в основании снаряда черный порох воспламеняется и, сгорая, выбрасывает его на несколько сот метров вверх. Взрыватель замедленного действия загорается в момент выстреливания снаряда. Через несколько секунд, когда снаряд находится высоко над землей, заряд черного пороха разрывает его и поджигает зерна цветосоздающего состава (так называемые звезды), набитые в снаряд. Звезды разлетаются в разные стороны, образуя световую и цветовую композицию. В "американском" цилиндрическом снаряде звезды случайным образом перемешаны с разрывным зарядом. Они производят "беспорядочные" цветные вспышки. В круглых снарядах так называемого хризантемного типа японской конструкции звезды "окружают" разрывной заряд, обеспечивая симметричную картину при разрыве.<BR>В зависимости от размеров и химического состава звезд, можно добиться получения мгновенной вспышки или протяженных нитей. Светящаяся нить способна даже изменяться в цвете, если звезда содержит более одного слоя цветосоздающего состава. Цветосоздающие соединения в сочетании с соответствующими горючими компонентами и окислителями способны создавать специальные эффекты. Каскады красных искр обязаны своим цветом присутствию в смеси стронция (излучающего красный свет) и гранул алюминия (создающих искры). Частицы алюминия и магния при воспламенении дают белые искры; частицы железа и древесного угля не нагреваются так сильно, поэтому излучают слабый золотистый свет. Соединения стронция дают красный цвет, барий -- зеленый, натрий -- желто-оранжевый, медь -- синий. Самые сложные, по мнению пиротехников, -- интенсивный синий, фиолетовый и лиловый. Свистящий звук обеспечивается резкими и короткими "порциями" выбрасываемого при сгорании некоторых смесей газа.<BR><BR>Но хватит технических подробностей! Секрет создания поразительных по красоте фейерверков, наверное, должен оставаться нераскрытым до конца. В торжественный момент взрыва, когда все кружится, блестит, переливается и светится, никому не придет в голову вспомнить о химических процессах. Красота завораживает. Иногда она становится опасной.<BR><BR>Конечно, в городской квартире или в офисе фирмы настоящего салюта без неприятных последствий не устроишь. "Комнатные" фейерверки при горении не образуют ядовитых газов, их можно сжигать в закрытых помещениях. Самые безобидные фейерверки -- хлопушки, бенгальские огни и настольные фонтаны. Впрочем, и на открытом пространстве нельзя забывать, что фейерверк -- это все-таки пламя.<BR><BR>Один из петербургских дизайнеров до сих пор не может забыть "волшебный Новый год" в Амстердаме, где он (вернее, его новенькая вельветовая курточка) изрядно пострадал от салюта.<BR><BR>Особенно тщательно пиротехники советуют проштудировать инструкции к ракетам, петардам, огненным колесам, римским свечам, мини-фейерверкам и летающим "игрушкам". Таким, например, как ослепительно красивый "Морской десант".<BR>Эффектен, зрелищен -- пять его элементов запускаются последовательно, причем каждый сначала вращается в горизонтальной плоскости, а затем стремительно взлетает на высоту до 30 м, выбрасывая разноцветные огни. Замечательно! Но только издали: так называемый радиус опасной зоны для него -- целых 20 м. Именно на таком расстоянии должны любоваться снопами огней зрители. Радиус опасной зоны для римских свечей -- 12-15 м, для мини-фейерверка -- 20 м.<BR><BR>Фейерверк может не сразу загореться -- каждому из них требуется определенное время на "подготовку". Догадайтесь сами, что может случиться с тем, кто захочет подбежать и нагнуться над уже запущенным, но еще не вылетевшим "Морским десантом"! Не стоит и "экономить" (хоть салюты и недешевы): тот, кто решит, что насмотрелся красочных огней и бросится тушить действующий фейерверк, чтобы перезапустить его назавтра, рискует в прямом смысле головой. Или, как минимум, пальцами.<BR>Если искра нечаянно попала на одежду или волосы, сбить пламя можно одеждой (только не синтетической) или просто снегом. В снег же можно сунуть обожженный палец -- холод не только облегчит боль, но и приостановит распространение поражения вглубь.<BR>Но самый надежный способ обойтись без потерь (моральных и физических) -- обратиться к специалисту. Есть такая профессия -- звезды зажигать. Она называется "стармейкер". Или "огнедей". В общем, фейерверкер. Это они "делают с небом все, что хотят", и они же знают, как безопаснее. При организации крупномасштабных невоенных действий без помощи профессионалов просто не обойтись. В Петербурге есть несколько фирм, которые готовы взять на себя организацию и проведение фейерверка любой сложности, получить все необходимые для этого разрешения, обеспечить безопасность зрителей и построек. Или самое меньшее (но не менее важное) -- подсказать, какую пиротехнику покупать не опасно. Потому что пиротехника, которую используют в работе профессионалы (для крупных акций), и та, которая продается в магазине, сильно отличаются.<BR><BR>Самые большие опасения вызывает у специалистов импортная пиротехника. 90% ее -- родом из Китая. Фейерверки и петарды там выпускают как заводы (построенные не китайцами, а американцами), так и мелкие кустарные предприятия. К заводским изделиям претензий, как правило, нет, а вот изготовленные в кустарных условиях порой не выдерживают никакой критики.<BR>Поэтому в случайных местах пиротехнику приобретать категорически не рекомендуется. Крупные фирмы, как правило, гарантируют качество предлагаемой продукции.<BR><BR>Прав был поэт -- если звезды зажигают, значит, они кому-нибудь нужны. И "Морской десант", и "Буря в пустыне", и "Горный рассвет", и "Крутая тусовка", и "Королева птиц". Чудеса пиротехники заставляют миллионы детей визжать от восторга, а взрослым помогают почувствовать себя снова детьми. Так почему бы не сделать так, чтобы "каждый вечер над крышами загоралась хотя бы одна звезда"?