00:0017 декабря 200100:00
12просмотров
00:0017 декабря 2001
В ближайшие годы в Петербурге появится несколько десятков новых гостиниц. Это будут как отели экстра-класса, так и гостиницы уровня трех звезд. В постояльцах недостатка не будет: рынок гостиничных услуг далек от насыщения. Инвесторы и управляющие компании
<BR><BR>В ближайшие годы в Петербурге появится несколько десятков новых гостиниц. Это будут как отели экстра-класса, так и гостиницы уровня трех звезд. В постояльцах недостатка не будет: рынок гостиничных услуг далек от насыщения. Инвесторы и управляющие компании может ожидать другая проблема -- нехватка квалифицированного персонала.<BR>Как уже писал "ДП" (см. №175/01, www.dp.ru), в первом полугодии 2001 года число инвесторов, заявивших о намерениях строить объекты на городской территории, превысило число аналогичных заявок за весь 2000 год. Особый всплеск активности наблюдается со стороны инвесторов, желающих получить участок для строительства гостиниц и паркингов. Если для паркинга обслуживающего персонала нужно немного, то при массовом открытии новых гостиниц необходимого количества работников на рынке может просто не оказаться.<BR><B>Кадры решают все</B><BR>Гостиничное хозяйство включает в себя множество служб, где работают люди разных профессий. У входа приезжих встречают швейцары и портье. В номерах и коридорах убирают горничные. В круглосуточном режиме работают повара, официанты, метрдотели, работники прачечных и химчисток. Есть еще бухгалтеры, сотрудники службы безопасности, водители, работники инженерных служб, подсобные рабочие. В таких гостиницах, как "Невский Палас", Grand Hotel Europe или Radisson SAS Royal Hotel работают около 500 человек в каждом.<BR>Наибольшие проблемы у гостиниц традиционно связаны с набором ресторанной службы -- поваров и официантов. Связано это с общей ситуацией на рынке, так как квалифицированного персонала для ресторанной индустрии на российском рынке труда пока не хватает. Пятизвездные гостиницы Петербурга выходят из положения, приглашая на ключевые позиции менеджеров, шеф-поваров и кондитеров западных специалистов. За несколько лет они обучают российский персонал современным технологиям и менеджменту, "доводя" уровень подчиненных до западных стандартов.<BR><B>Ежегодный опыт</B><BR>Проблему массового набора персонала гостиницы города вынуждены решать ежегодно. В период белых ночей Петербург испытывает огромный наплыв туристов. Чтобы обслужить большие туристские группы, гостиницы набирают временный персонал на должности официантов и горничных. Гостиницам приходится мириться с отсутствием опыта у временных работников: квалифицированный персонал -- товар штучный и работой, как правило, обеспечен.<BR>Опыт петербургских гостиниц показывает, что западные компании рассматривают отсутствие опыта скорее как плюс, а не как недостаток. По такому пути пошло руководство Grand Hotel Europe. При открытии гостиницы весь штат был набран заново. Главным условием было отсутствие опыта работы в гостиницах. Radisson SAS Royal Hotel выбрал такой же способ: не переманивая работников из других гостиниц, набрал штат без опыта работы в гостиничном бизнесе.<BR>Скорее всего, массового всплеска спроса на рынке рабочей силы не произойдет. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, большое количество заявок на возведение гостиниц не гарантирует, что соответствующие объекты через несколько лет будут построены. Зачастую после получения участка застройщики корректируют проект и превращают гостиницу в апартамент-отель (фактически -- элитный жилой дом) или "многофункциональный гостиничный комплекс" (бизнес-центр или торговый комплекс с несколькими номерами для "отмазки"). (Схожая ситуация в свое время произошла с некоторыми кинотеатрами. Казино "Слава" продолжает считаться кинотеатром, потому что соответствующая лицензия действует в течение 15 лет.) Вторая причина кроется в растянутости процесса открытия новых гостиниц во времени. Открытие гостиницы Radisson SAS Royal Hotel стало единственным крупным проектом за последние 10 лет, несмотря на обилие проектов строительства отелей.<BR><BR><BR><B>Мнение рекрутеров</B><BR>Александр Варава, исполнительный директор ООО "Staff International":<BR>"В Петербурге нет ни одного рекрутингового агентства, которое бы специализировалось на подборе персонала для гостиниц.<BR>В Москве такие агентства уже появились, например "Воробьевы горы", которое подбирает персонал для кафе, баров и ресторанов".<BR><BR><B>Наталья Кочкина, консультант</B><BR>ЗАО "БизнесЛинк Персонал":<BR>"Пока ситуация одновременного массового набора нового персонала в петербургские гостиницы представляется чисто гипотетической. Вряд ли она вызовет проблемы у рекрутеров. Конечно, если гостиницы будут предъявлять завышенные требования к каждому кандидату, трудности могут возникнуть.<BR>Но трудно предположить, что все будут искать, например, швейцаров с 10-летним опытом работы. Кроме того, не обязательно искать персонал в гостиничном бизнесе, можно обратиться и к параллельным сферам -- сфере обслуживания, например. Скорее всего, будут появляться запросы на людей с определенными личностными качествами, а выполнение такого заказа не составит больших сложностей".<BR>Дмитрий Михайлов, исполнительный директор ЗАО "Старт Персонал":<BR>"Набор работников для трехзвездных гостиниц не должен вызвать особых трудностей.<BR>В конце концов, официантов можно подготовить за несколько месяцев самостоятельно. Если открывающиеся гостиницы будут уровня пять звезд, то набор персонала на петербургском рынке может вызвать у них определенные проблемы. С ними уже столкнулись существующие гостиницы высшего класса. Достаточно посмотреть на их официантов, чтобы понять, что среди них много новичков".