МПС отрезает "Усть-Лугу"

Угольный терминал в Усть-Луге в конце декабря должен отгрузить первую пробную партию угля, но доставка твердого топлива к терминалу кажется неразрешимой проблемой.

<BR><BR>Угольный терминал в Усть-Луге в конце декабря должен отгрузить первую пробную партию угля, но доставка твердого топлива к терминалу кажется неразрешимой проблемой.<BR>Министерство путей сообщения (МПС) отказывается инвестировать деньги в железнодорожную ветку для этого федерального проекта.<BR>Эта история может спровоцировать новый министерский скандал, так как все это будет происходить перед глазами Президента РФ Владимира Путина, который приглашен на открытие угольных ворот Северо-Запада.<BR>Не мытьем,<BR><B>так катаньем</B><BR>Девятилетняя история строительства усть-лужского порта близится к завершению. В конце декабря должна начать работу первая очередь угольного терминала с грузооборотом 1 млн тонн в год. Через год планируется завершить монтаж второй очереди и расширить объем перевалки до 4 млн тонн. А на проектную мощность -- 8 млн тонн угля в год -- порт при благоприятном развитии ситуации рассчитывает выйти к концу 2003 года. В дальнейшем существуют возможности роста грузооборота до уровня 35 млн тонн в год.<BR>Уголь в порт предполагается доставлять по железной дороге. Сейчас магистральные линии МПС с портом связывает старая однопутная ветка Веймарн -- Котлы -- Усть-Луга, общей протяженностью 50 км. Ветка не электифицирована и по техническому состоянию может принимать составы весом не более 2,2 тысячи тонн. Октябрьская железная дорога (ОЖД) приступила к ее ремонту и модернизации, которые продлятся до февраля будущего года. Работы не предусматривают электрификацию участка и ведутся, в общем, ни шатко ни валко. Сейчас завершено устройство береговых и промежуточных опор железнодорожного моста через реку Хаболовку, проведено разминирование трассы, пробита просека под соединительный путь, осуществляется укладка рельсошпальной решетки. Стоимость модернизации пути составляет около 60 млн рублей.<BR>Из-за ремонта основной линии первые составы с углем, очевидно, подойдут к порту по запасному железнодорожному пути Калище -- Котлы -- Усть-Луга, также непригодному для прохождения большегрузных поездов. Как заявил "ДП" заместитель главного инженера ОЖД Якоб Крафт, после модернизации основная железнодорожная ветка позволит принимать составы весом до 5 тысяч тонн и обеспечит начальные потребности порта. "Они просили у нас грузов до 10 млн тонн в год, мы им дадим, -- заявил Якоб Крафт. -- Мощностей у нас хватит. Беспокоиться не о чем". Более подробно на вопрос, какой объем грузов может обеспечить порту существующая ветка, ответил на пресс-конференции первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги Виталий Михно. "Сейчас дорога может дать порту только 0,4 млн тонн грузов в год, -- пояснил он. -- И строительства дополнительных путей за свой счет наше ведомство не планирует".<BR><B>Чьи рельсы</B><BR>Между тем в интервью "ДП" генеральный директор ОАО "Компания "Усть-Луга" Валерий Израйлит заявил, что строительство подъездных путей к портовой станции -- дело исключительно железнодорожников. "Спорный момент -- строительство самой станции, ее стоимость оценивается в $30-40 млн. Но дорога до станции -- это дело МПС, мы этого даже и не касаемся". По словам Валерия Израйлита, на проектную мощность перевалки угольный терминал выйдет не раньше осени следующего года, когда в порт будет доставлена и смонтирована перевалочная линии мощностью в 3,5 тысячи тонн в час. "На следующий год нам нужно от полумиллиона до миллиона тонн грузов. Потом, конечно, значительно больше", -- пояснил он. Сотрудники компании "Усть-Луга" сообщили, что по их заказу ОАО "Ленгипротранс" уже выполнило рабочий проект "Внешний железнодорожный транспорт" с пропускной способностью 9 млн тонн в год, с дальнейшим развитием проекта до грузооборота 35 млн тонн в год. Проект предусматривает электрификацию существующих и прокладку новых железнодорожных путей к станции.<BR>Разработчики проекта согласовали его в установленном порядке с МПС, но ни заказчик -- ОАО "Компания "Усть-Луга", ни железнодорожное ведомство платить деньги за его реализацию не собираются.<BR>Валерий Израйлит заявил, что "порт строится в рамках федеральной программы и МПС не сможет отказаться в нем участвовать". МПС, со своей стороны, вообще не предусмотрело ни одного рубля в своей инвестиционной программе на следующий год на расширение подъездных путей к портам Ленинградской области и Петербурга (программа будет утверждаться на заседании Правительства РФ 5 января будущего года). Так что, судя по всему, Усть-Луга после открытия останется без грузов. Или в Ленинградской области повторится история с петербургским портом -- когда тысячи вагонов с грузами будут простаивать на железнодорожных тупиках в ожидании "подъезда" к портовому терминалу.<BR><BR><B>Сколько грузов понадобится Усть-Луге</B><BR>Планами развития ОАО "Компания "Усть-Луга" предусматривается открытие угольного терминала с объемом перевалки (к 2003 г.) 8 млн тонн в год, терминала минеральных удобрений с грузооборотом 5,5 млн тонн в год, лесного терминала -- 1,1 млн тонн, терминала наливных грузов -- 5,5 млн тонн, терминала генеральных грузов -- 1,5 млн тонн в год (первая очередь), 4 млн тонн (окончательный вариант), контейнерного терминала -- до 4,5 млн тонн грузов. Единственный пока осуществленный проект -- строительство первой очереди угольного терминала.